ВВЕДЕНИЕ
В прелагаемой работе предпринята попытка раскрыть исходные посылки и сущность глобальных проблем современного мира. Иными словами речь будет идти об основах новой, еще не сформированной науки – глобалистики, а именно о философском аспекте указанных проблем. Почему “именно” и только “философский аспект”?
Термину “глобалистика” соответствует определенная область и предмет исследований. Однако эта область не охвачена собственным понятийным и категориальным аппаратом и, следовательно, не имеет теоретической систематизации имеющихся представлений и знаний. Более того, ни одна из существующих на сегодняшний день наук не может дать “достаточно строгое определение глобальным проблемам”1. Отсюда философское осмысление становится “важным методологическим принципом для частных наук” (там же). Да и как быть иначе, если даже по поводу “общего количества глобальных пробоем на настоящий момент нет единства взглядов”2?
И все же, несмотря на имеющиеся сложности, мы можем и должны говорить о проблемах нависших над нашим общим домом - Землей. О каких же из них идет речь? За ответом обратимся к одной из самых обстоятельных работ в этой области, а именно к труду лидеров Римского клуба А. Кинга и Б. Шнайдера “Первая глобальная революция”3. Во второй главе “Вопросы вызывающие особое беспокойство” ими рассматриваются следующие (особо важные) социоприродные процессы лежащие в основе современной мировой проблематики:
Рост масштабов антропогенной деятельности;
Глобальное потепление климата и его влияние на энергетику;
Глобальное обеспечение продовольствием;
Демографические сдвиги;
Информационное общество.
Почему указанные социоприродные процессы4 вызывают “особое беспокойство”? В 1955 г., американским математиком и физиком, отцом кибернетики - фон Нейманом был сформулирован “постулат ограниченной размерности: количественный состав обитателей планеты, энергия их действий имеют предел – планетную сферу. Нарушение предела приводит к коллапсу”5. Именно неминуемый коллапс, т.е. катастрофа планетарного масштаба, угрожает будущим поколениям. Вопросы вызывающие “особое беспокойство” указывают на те самые социоприродные процессы ведущие нашу планету к коллапсу. Эти процессы в той или иной степени всегда сопутствовали человечеству, но они никогда не имели такого, планетарного масштаба. Впервые в истории человечества, его деятельность, т.е. антропогенное воздействие, стало угрожать собственной же безопасности. От решений выше приведенных вопросов зависит судьба будущего планеты – будет она обитаема или нет.
Но возможно ли самостоятельное решение этих вопросов? Иначе говоря: можно ли рассматривать эти вопросы как изолированные? Ответ один – нет, ибо современное человечество все более и более становится единым целым. Единство человечества, его планетарность является не следствием, а причиной возникновения глобальных проблем. Неспособность современного общества осознать де-юре свое единство ставшее уже де-факто и есть скрытая причина этих проблем. Возникшие проблемы ведут к осознанию породившей их причины. Мы говорим так потому, что рассматриваем глобалистику как некую самостоятельную науку, заложение основ которой идет сейчас.
Глобалистика, планируемая нами как цельная область знания, занята изучением глобальных проблем. Следовательно, ее составные части могут быть выявлены в результате классификации изучаемых ею проблем. Более того, “классификация глобальных проблем - как пишет крупный специалист в этой области, немецкий ученый Г. Херц – сможет помочь выделить существенные связи, установить приоритеты и определить степень обострения объективно существующих глобальных проблем, способствовать более глубокому пониманию их системной взаимосвязи и помочь в последовательности принятия практических решений”6. Однако, как уже было ранее отмечено, на сегодняшний день нет однозначного понимания сущности глобальных проблем. Казалось бы, единственное, что их объединяет так это их планетарный (глобальный) масштаб. Вместе с тем, существует попытка выделить “признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера (курсив – А.А..)”7. Оригинальная, не традиционная типология глобальных проблем предложена Б.Н. Савченко. Им выделяется пять так называемых ядер-фокусов: Безопасность, Развитие, Сохранение естественных основ существования, Справедливость и Взаимопонимание между различными культурами (там же). Ценность такого подхода к классификации состоит в том, что она в первую очередь позволяет яснее представить себе назначение новой, имеющей по сути общественно-политическую направленность, науки глобалистики. В чем же ее цель?
Целью современной глобалистики как определенной области знаний, является выявление и анализ процессов планетарного масштаба препятствующих или угрожающих естественному и устойчивому развитию как человечества в целом, так и отдельных его индивидов. В предложенном определении глобалистики речь идет о ее современном назначении, т.к. первоначально ее целью было: воздействие на общественное сознание и привлечение внимания различных ученых, а также общественно-политических деятелей всех стран к проблемам планетарного масштаба. При этом конечной целью глобалистики является не только судьба человечества, но и Человека. Например, деятельность в области генной инженерии не рассматривается как глобальная проблема. Однако, если ее последствия затронут судьбу хотя бы одного человека, то сама эта деятельность предстанет в совершенно ином свете. Более того, уже сегодня, о чем прямо высказал крупнейший мыслитель ХХ столетия Мартин Хайдеггер, не просто человек, но уже само существо человека становится бездомным8.
Ввести в круг указанных проблем предназначение данной книги. Круг, объединяющий глобальные проблемы современности мы именуем – глобалистикой. Войти в круг, значит, основаться в нем. Именно об этом говорит название работы “Основы глобалистики”. Линия круга – это единый социоприродный процесс, охватывающий весь земной шар, т.е. глобус. Что и как оказалось внутри этого круга? Ответить на этот непростой и всеобъемлющий вопрос есть первое и главное желание, побудившее автора взяться за сей труд.
Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. С.113.
(там же, с. 120).
Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Прогресс- Пангея, 1991. – 344 с.
содержание термина “социоприродные процессы” будет раскрыто в гл. I; см. также Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. С.115.
Сиверц ван Рейзема Я.В. Философия планетаризма. М.: Фонд “Новое тысячелетие”, 1995. С.13.
Horz H. Globale Probleme der Menschheitsentwiklung. Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 1982, № 11, s.1309; цит. по: Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Знание, 1994. С.123.
Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1995. С. 11.
См. § 36 “Пересмотр понятия “гуманизм” и зарождение новой культуры” данного издания.