Глава пятая
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И МЕСТООБИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА
§ 26. Биота как биологический ресурс
Одной из сложнейших проблем современности, т.е. проблемой порожденной развитием самой человеческой цивилизации является взаимоотношение человека и природы. Суть проблемы состоит в том, что техногенная цивилизация воспринимает свое окружение как некую среду, которую оно должно поставить себе на службу, т.е. подчинить, покорить. При этом совершенно не учитывается то обстоятельство, что она имеет дело не просто с некой средой, но с самим местообитанием человека. Причем человек не создал эту среду, а приспособился к ней, сделав ее своим местообитанием. С введением термина “местообитание” вводится понятие “жизнь”, т.к. “обитать” значит “жить”. Т.о. говоря об окружающей среде, мы должны рассуждать не только об ее физико-химических закономерностях и свойствах, но и о биологических основаниях, ибо слово “био” есть ничто иное как “жизнь”.
Жизнь современного человека так устроена, что он ищет во всем выгоду для себя. Окружающий его мир предстает как некий ресурс, что в переводе с французского означает “вспомогательное средство”. Поэтому для того чтобы быть понятным, и если хотите - угодным современному человечеству, попытаемся рассмотреть окружающую среду как биологический ресурс. Под биологическим ресурсом будем подразумевать “биоту” т.е. совокупность всех организмов планеты.
Итак, что дает биота человеку, как биологический ресурс?
Сложность этого вопроса состоит в том, что человек, это уникальное существо, одна из особенностей которого есть его собственное “Я”. Это “Я” позволяет ему иногда отгородиться от всего мира. “Я мыслю, следовательно, существую” - это, знаменитое высказывание французского философа Р. Декарта как нельзя лучше демонстрирует обособленность человеческого существования.
Наряду с этим в так называемой философии жизни возникло новое понимание природы человеческого “Я”. “Я - есть моя жизнь”, где под “жизнью” подразумевается первичная реальность, предшествующая разделению материи и духа. И если теперь мы попытаемся ответить на наш вопрос, то получим, что биота как некий жизненный процесс включает в себя и жизненный поток человека. Человек часть биоты и, следовательно, биота как целое решает все “жизненные” проблемы человека. Слово “жизненные” необходимо понимать буквально, генуинно, в первичном смысле, т.е. как “биологические потребности”. Иными словами, какие бы идеальные условия для существования человека не создала техногенная цивилизация, но лишить человека его биологической связи с миром невозможно ибо это значило бы лишить его самой жизни.
Способность человека к осмыслению своего существования позволяет ему отнестись к биоте не просто как к способу существования, но и рассмотреть ее как некий ресурс.
Биота как биологический ресурс удовлетворяет две основные жизненные потребности человека: питание и здоровье. Это две потребности, отражают фундаментальные биологические основания жизни, без удовлетворения которых человек не может существовать как нормальный человек.
Однако, человек, не задумываясь о назначении биоты, позволил себе надругаться над ней, забыв, что он не господин, а лишь ее крохотная живая клетка.
Биота как жизнь способна противодействовать всяким внутренним и внешним воздействиям. Но способность эта не безгранична. Человек же как существо способное выходить в сферу трансцендентного, стал оказывать такое воздействие на биоту, что последняя начала не справляться с ним. Именно эту неспособность биоты обнаружил человек как угрозу собственному существованию и только тогда осознал, что он не только трансцендентное существо, но и земное.
В чем и как проявилось деятельность человека, что он стал опасаться за будущность своего существования?
§ 27. Понятие экосистемы и основы ее функционирования
Деятельность человека как фактор воздействия на биоту осуществляется двояко: во-первых, человек как часть биоты, оказывает на нее непосредственное (прямое, внутреннее) влияние, например, когда охотится, заготавливает лес, занимается генной инженерией, и во-вторых, оказавшимся способным подчинить себе абиотическое (неживое) окружение, человек оказывает опосредованное (косвенное, внешнее) влияние, например, путем загрязнения атмосферы.
Однако первый вид воздействия является естественным для биоты и в силу этого он проще поддается регулированию, нежели второй, ибо в этом случае не всегда находятся адекватные способы противодействию сил извне. Поэтому необходимо тщательно рассмотреть каким образом человек воздействуя на свое абиотическое окружение, тем самым наносит непоправимый ущерб собственной биоте. Тот факт, что между битой и абиотическим окружением существует глубокая связь, лежит в основе понятия экосистемы (экологическая система).
Экосистема - это замкнутая устойчивая функциональная единица, объединяющая в единое целое биоту и абиотическую среду. Примером экосистемы является тундра, пустыня, космический корабль. Человек вместе со своими домашними животными и культурными растениями образует - экосистему человека.
Поскольку в понятии экосистема объединено в единое целое ее биотическая и абиотическая составляющие то, в последующем мы будем рассматривать не биоту (что невозможно в силу ее зависимости от абиотической среды), а экосистему, которая в свою очередь является функциональной единицей биосферы, и является предметом изучения особой науки, называемой экологией.
Для того чтобы понять как воздействует человек на экосистему, необходимо выяснить как она устроена и как функционирует.
Экосистема осуществляет обмен веществ между биотической и абиотической составляющими. Обмен веществ происходит в так называемой трофической ( от греч. “трофе” - питание) структуре, которая в свою очередь состоит из продуцентов и консументов. Продуценты - это те организмы, пищей которым служит абиотическая среда, т. е. это зеленые растения, осуществляющие фотосинтез (грибы и некоторые виды растений не являются продуцентами). Все остальные организмы, потребляющие в качестве пищи органику называются консументами.
Мертвая органика (погибшие животные, опавшие листья) называется детритом. Организмы питающие детритом называются детритофагами (от греч. “фагос” - пожирающий). К ним относятся грифы, черви, муравьи, а также грибы и бактерии. Последних часто выделяют в особую подгруппу называя редуцентами. Организмы, питающиеся только продуцентами (растениями) называют фитофагами, это консументы первого порядка, консументы второго порядка это плотоядные, т. к. они питаются фитофагами.
Если теперь проанализировать структуру экосистемы, то не трудно заметить что это замкнутая и самодостаточная система. Говоря “замкнутая”, мы подразумеваем, что солнечная энергия является одной из ее составляющих. Из солнечной энергии, воды, углекислого газа и минеральных солей продуценты образуют органику и кислород. Эти два продукта потребляются консументами, которые выделяют углекислый газ, биогенные отходы, т. е. то, что необходимо продуцентам. Погибшие продуценты и консументы также поедаются детритофагами или разлагаются ими до простой органики. Таким образом, любая экосистема может находиться неопределенно долгое время в устойчивом состоянии.
Возникает вопрос: за счет чего сохраняется устойчивость экосистемы? Иначе говоря, почему в конкурентной борьбе один вид организмов не вытесняет другого?
Принцип стабильности экосистемы гласит: видовое разнообразие обеспечивает стабильность экосистемы. Видовое разнообразие позволяет организмам занять различные экологические нищи, а также осуществлять гомеостатический контроль. Под экологической нищей понимается способность организмов специализироваться и адаптироваться к питанию разным кормом, в разное время и в разных местах (например, как это делают жираф и сова).
Термин гомеостаз (от греч. “гомео” - тот же и “статис” - состояние) означает способность биологических систем противостоять изменениям и сохранять состояние равновесия.
Саморегулирование в экосистеме осуществляется по принципу обратной связи. Как известно, управление по обратной связи возможно в том случае, когда сигналы выхода полностью или частично поступают на вход. Если при такой подаче сигнала значение управляемой величины возрастает, то такую связь называют положительной обратной связью, если же ее значение уменьшается, то мы будем иметь дело с отрицательной обратной связью. Схематически гомеостатический контроль можно изобразить следующим образом:
Рис.2 . Схема гомеостатического контроля в экосистеме
Из рисунка 2 видно, что рост популяции жертвы является положительной обратной связью для популяции хищника, т. к. приводить к увеличению к его численности. В то же время рост популяции хищника является отрицательной обратной связью, т.к. приводит к снижению численности популяции жертвы. Тем самым в этой системе “жертва – хищник” поддерживается динамическое равновесие. При этом необходимо отметить, что для того чтобы данная система стала стабильной, требуется определенный период эволюционного приспособления.
Состояние равновесия принято обозначать термином климакс, а экосистему находящуюся в таком состоянии климаксовой.
Однако, как и любая другая система, экосистема может перейти из одного состояния в другое. Такой переход называют сукцессией (лат. - преемственность). Различают первичную сукцессию и вторичную. При первичной сукцессии, в результате изменения абиотических и/или биотических факторов, образуется новая климаксовая экосистема. При вторичной сукцессии, восстанавливается прежняя климаксовая экосистема.
Таким образом, мы видим, что экосистема представляет собой самодостаточное и саморегулирующееся устройство. А это значит, что любое воздействие, внешнее или внутреннее, может быть адаптировано только внутри и за счет экосистемы.
Но как поступает человек, вступая во взаимодействие с природой, основополагающей, функциональной единицей которой является экосистема?
§ 28. Глобальность воздействия как главный фактор обратной отрицательной связи в экосистеме
Местообитание человека или, иначе говоря, его экосистема всегда подвергалось и подвергается тем или иным воздействием. В древности источником этих воздействий чаще всего выступала природа, в виде различных, стихийных бедствий. Со временем человек частично научился противостоять силам природы, частично смирился с ними, воспринимая их как должное. Однако всегда, на протяжении всей его истории, масштабы деятельности человека, были несоизмеримо меньше природных процессов. Человек был частью своей экосистемы, ибо его энергия соответствовала определенному трофическому уровню этой системы. Энергия человека была преимущественно продуктом пищевой энергии и частично энергией, отведенной от естественно протекающих природных процессов (ветра, течения рек и т.д.).
Однако с открытием “движущей силы огня” (т.е. пара) все начало меняться. В самодостаточной и саморегулирующейся экосистеме возник новый источник энергии, не вписывающейся в привычную пищевую сеть: солнце – растение - животное. Этот новый источник энергии не был элементом цикла: он брал ее в одном месте и оставлял в “другом”. Произошёл разрыв в экосистеме. Человек, как ее часть нашел такой способ существования, который не подчинялся гомеостатическому контролю. Это оказалось возможным потому, что место, куда отводилась новая энергия, казалось бездонным. Положительная обратная связь подстегивала человека, до тех пор, пока его деятельность не стала соизмеримой с масштабами планеты. И тут то оказалось, что никакого “другого”, “бездонного” места нет, ибо Земля - это общий дом человека. Когда масштабы деятельности человека стали соизмеримы с его экосистемой, гомеостаз вновь заработал, но уже в виде отрицательной обратной связи. Дальнейшие попытки человека отвести результаты своей деятельности “куда-то в дальний угол”, начинают его “бить” ибо “дальнего” больше не существует.
Таким образом, пока деятельность человека не была соизмерима с масштабом его местообитания, механизм отрицательной обратной связи не сказывался; но как только воздействие на экосистему стало носить глобальный характер, экосистема тут же “зажгла” красный свет.
Глобальность как фактор воздействия на местообитание человека выражается в следующем:
а) в сфере антропогенного воздействия оказалось вся природа Земли;
б) отрицательные последствия деятельности человека испытывают все народы планеты;
в) совокупная деятельность человека может так нарушить природное равновесие, что это подорвет естественное, биологическое основание жизни и приведет к гибели цивилизации.
§ 29. Абиотическая среда и загрязнители
Как следует из самого понятия, экосистема объединяет в одно целое биоту и абиотическую среду. Абиотическая среда есть окружающая среда. Если с этих позиций рассмотреть широко распространенную фразу “загрязнение окружающей среды” и вытекающий отсюда термин “загрязнитель”, то смысл последнего станет очень расплывчатым. Ведь с точки зрения экосистемы “загрязнитель” - это всего лишь разновидность компонента абиотической среды. Что же позволяет и даже заставляет нас выделить “загрязнитель” из прочих компонентов экосистемы?
Как уже отмечалось, каждая экосистема должна обладать основополагающим ее свойством устойчивостью, которая поддерживается за счет гомеостаза т.е. обратной связи. Если гомеостаз не в состоянии поддерживать устойчивость экосистемы, то она начинает изменяться, т.е. возникает сукцессия.
В начале 60-х годов люди начали замечать о происходящей вокруг них сукцессии, которая среди прочего коснулась и их самих, и в первую очередь их здоровья. Когда же они выяснили причину возникновения этой сукцессии, то ею оказались некоторые компоненты абиотической среды. И каково же было их удивление, когда обнаружилось, что все они продукты человеческой деятельности. Такие компоненты абиотической среды были названы загрязнителями. Следовательно, загрязнители - это компоненты абиотической среды, возникшие в результате деятельности человека и приводящие к изменению экосистемы.
Фраза “загрязнение окружающей среды” не совсем точно отражает суть проблемы, ибо “загрязнение” может не иметь каких либо последствий, если экосистема останется устойчивой, т.е. произойдет естественное ее самолечение.
Экологическая проблема связана не с загрязнением, а с изменением экосистемы. Изменение может быть вызвано не только загрязнением, но и другими, как абиотическими, так и биотическими факторами. К первым можно отнести изменение уровня солнечной радиации или уровня воды, ко второму, появление интродукционных организмов (кролики в Австралии).
Поскольку загрязнители являются антропогенным компонентом абиотической среды экосистемы и приводят к изменению экосистемы, то и противодействие этому изменению тоже должно исходить из целенаправленной деятельности человека. Тем самым человек должен взять на себя часть гомеостатической функции экосистемы, чтобы компенсировать свое воздействие на природу.
§ 30. Гомеостатическая деятельность человека
Для того чтобы выяснить, как человек должен осуществлять свою гомеостатическую деятельность, разделим антропогенные компоненты абиотической среды на следующие группы:
компоненты, образовавшиеся в результате производственной деятельности (промышленные отходы);
компоненты, образовавшиеся в результате жизнедеятельности (мусор, биогены);
компоненты, используемые в аграрной сфере (пестициды, удобрения).
Все указанные компоненты, в том или ином виде, сопровождали человека на протяжении всей его истории. Так, например, дым и зола от костра могут быть отнесены как к первой, так и ко второй и к третьей группе. Главный вопрос состоит в том, способны ли продукты деятельности человека стать источником энергии в циклической сети экосистемы?
Как показала практика, существует целый ряд антропогенных компонентов, которые не могут быть использованы в рамках существующей экосистемы. В этом случае они становятся источником энергии для преобразования самой экосистемы, возможно даже путем его полного уничтожения. Например, сжигание топлива приводит к образованию диоксида серы и окислов азота, которые смешиваясь с водяными парами атмосферы образуют так называемые кислотные осадки, т.е. серную и азотную кислоты. Последние выпадая на воду и почву, повышают их кислотность, в результате чего погибают микроорганизмы, а также молодь обитателей водоемов. Если в воде или почве не найдутся раскислители, способные вовремя нейтрализовать действие кислоты, то могут погибнуть целые популяции.
Деятельность ТЭС, поставляющей диоксид серы не связана непосредственно с численностью мальков ни ближних, ни дальних водоемов. Только человек может замкнуть эту цепь, ибо он управляет работой ТЭС и способен осознать все последствия гибели флоры и фауны. Однако деятельность человека находится в противоречивой ситуации: рост мощности ТЭС является для него положительной обратной связью, а гибель биоты отрицательной.
Современная ситуация сложилась таким образом, что в своей деятельности, человек больше управляется положительной обратной связью чем отрицательной. Для того чтобы снять это противоречие необходимо каким то образом увязать производственный процесс с экологией, т.е. человек должен руководствоваться эколого-экономическими показателями.
Другой путь, это увязать экосистему с экономикой, т.е. выявить в развитии устойчивости экосистемы некие экономические или, скорее всего, социально- экономические показатели (например, трудоспособность).
На сегодняшний день, уже созданы методики затратно-прибыльного анализа предприятия, с учетом экономических показателей производства. Если графически изобразить прибыль производства и расходы на экологию, то получится следующая картина /8. С. 414/:
Сокращение загрязнения
Рис.3. Зависимость прибыли производства и расходы на экологию
Из рисунка 3 видно, что прибыль превосходит затраты при умеренной степени очистки. Но когда степень очистки стремится к 100 %, кривые пересекаются и затраты начинают превосходить прибыль. В этом случае, разумнее заменить производство на то, которое позволит извлечь больше прибыли при тех же затратах. При этом, для любого производственного процесса можно рассчитать наиболее оптимальную область, позволяющую получить максимальную прибыль с учетом издержек на экологические требования.
§ 31.Экологическая этика
Гомеостатическая деятельность человека предполагает не только нормативность, но и определенное поведение. Последнее не может быть строго нормированным, т.к. предполагает свободный выбор. Для того чтобы поведение человека находилась в согласии с принципами функционирования экосистемы, необходимо выработать определенное мировоззрение. Выработкой такого мировоззрения занимается экологическая этика. В первые, в рамках философского курса, экологическая этика была введена в 1971 г. в США (в университете штата Висконсин).
Экологическая этика исходит из той посылки, что традиционная метафизика и обусловленная ею мораль, в особенности христианская, как утверждает крупнейший историк и философ А. Тойнби, является источником современных экологических проблем /14/.
Для того чтобы выработать новое мировоззрение, экологическая этика должна: во-первых, пересмотреть метафизические основания нашего мышления, и во- вторых, включить природу в сферу моральной оценки.
В настоящее время в философии не выработано единого подхода к решению возникших перед ней проблем, ибо очень сложно установить общий “моральный знаменатель” между человеком и прочими живыми организмами.
Однако, несмотря на сложность проблемы, уже появились работы, так или иначе (пытающиеся) решить эти проблемы. Наиболее значимой из них является этика “Благоговения перед жизнью” написанная лауреатом Нобелевской премии мира (1952 г.) немецко-французским философом Альбертом Швейцером (1875 - 1965). Рассмотрим основные положения этой работы.
Швейцер считает, этика возникает благодаря глубокому осознанию мироутверждения, что исходит из личного жизнеутверждения; все это заложено в воле к жизни, которую человек и реализует. В процессе такой реализации познание мира превращается в его переживание, в результате чего человек начинает ощущать внутреннее единение с миром. Это чувство Швейцер и называет “благоговением перед жизнью”. Из этого чувства вырастает мистика этического единения с бытием. Единящим началом, т.е. позволяющим распространять этические принципы не только на человека но и все живое вокруг является - Жизнь. Более того, Швейцер считает, что из этого понятия должно исходить и сама философия, (для Швейцера, философия должна быть насквозь этикой). Вот как он вводит в философию понятие “жизнь”: “я - жизнь, которая хочет жить, я - жизнь среди жизни, которая хочет жить”. Исходя из этого понятия, Швейцер выводит понятия “добра” и “зла”. Первое способствует “жизни” а второе, на оборот, препятствует. Быть нравственным, это, значит, исходить из “святости жизни”.
Проблема этики возникает в силу раздвоенности мира на две воли к жизни. Одна воля к жизни стремится соединиться с другой волей к жизни, вторая - утвердится за ее счет. Задача этики - ликвидировать эту раздвоенность воли. То, что одна воля к жизни действует против другой, вызвано незнанием, инстинктом, а не убежденностью. Человек не может убить по убеждению, даже комара. Но все же иногда такой поступок бывает необходимым. В этом случае, считает Швейцер, человек должен осознать, что делает выбор между этическим и необходимым, и если он выбирает последнее, то он должен взять на себя вину за свой поступок. При этом, Швейцер все же как-то оправдывает человека, ибо он пишет: “Чистая совесть есть изобретение дьявола” / 16. С. 223 /.
§ 32.Экополитика в современном мире.
Ядром, формирующим экополитику является движение “зеленых”. Формирование этого движения шло в три этапа. Первый этап длился с конца XIX века до середины XX века. На этом этапе началось формирование экологии как науки. Второй этап, начался со второй половины 60-х годов. На этом этапе возник массовый “экопротест”. Экологи и их адепты начали широко информировать общественность о проблемах экологии. Основной формой протеста была демонстрация и пикетирование. В социальном плане ими пропагандировались идеи философии “малых дел” (напр. замены автомашин велосипедами). Со второй половины 70-х годов наступает третий этап. На этом этапе движение “зеленых” превратилось в политическую силу. В начале сторонники этого движения ограничивались вручением петиций правительственным органам и органам государственной власти. Окрепнув и созрев политически, экологисты перешли к выдвижению в парламент собственных представителей. Это, в конечном счете, привело к образованию политической партии “зеленых”. Например в ФРГ, партия “зеленых” имеет порядка 10 % голосов избирателей, что позволяет заполучить более 40 депутатских мандатов.
В программных положениях, “зеленых” можно обнаружить идеи как мыслителей прошлого (Ж. Ж. Руссо) так и современных идеологов, таких как Г. Маркузе (“Новые левые”), Ю. Хаберманса (“критическая теория” Франкфуртской школы), Т.Роззака (“Контркультура”), И.Сакса (“Экоразвитие”). Сюда же можно отнести и доклады Римскому клубу (например “Пределы роста”).
Деятельность партии “зеленых” оказала и заметное влияние на экополитику ряда государств. Так в рамках ОЭСР было проведено несколько крупных совещаний на уровне министров по охране окружающей среды. В выработанных ими рекомендациях предлагалось осуществить переход к новому типу экологического развития, а именно – “развитию превентивного (предохранительного, предупредительного - А.А.) типа, при котором экономика в целом была бы больше ориентирована на заблаговременное предупреждение и предотвращение экологических противоречий, а не на восстановление постфактум нарушенных равновесии в окружающей среде” /10. С. 101/.
Однако в целом, необходимо отметить, расходы на экополитику в последнее время стали заметно уменьшаться по всей видимости принятые меры дали положительные результаты и сняли остроту экологических проблем.
Н. А. Агаджанян, В. И. Грошин. Экология человека. М., 1994.
М. И. Будыко. Глобальная экология. М., 1977.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Глобальная экологическая проблема. М., 1988.
В.П. Казначеев, Е.П. Спиркин. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск, 1991.
А. Кинг, Б. Шнайдер. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991.
П. Курц. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 1993.
Б. Небел. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. Т.1. М., 1993.
Б. Небел. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х т. Т.2. М., 1993.
Р. А. Новиков и др. Глобальная экологическая проблема. М., 1988.
Ю. Одум. Основы экологии. М., 1975.
Ф. Патури. Современная экотехника // Deutschland, 1995, спецвыпуск.
Р. Риклефс. Основы общей экологии. М. 1979.
А. Тойнби. Религиозные основы современного экологического кризиса: точка зрения. Наука и религия. 1974. № 9
О. Тоффлер. Эко-спазм. М., 1976.
А. Швейцер. Благоговение перед жизнью. М., 1992.