Андреев В.И. Эволюция мироздания Предыдущая Оглавление Следующая
С учетом последних достижений инструментальной астрономии и теоретических выводов астрофизики, можно утверждать, что появление жизни на какой-либо из звездных систем Галактики не только возможно, но и теоретически закономерно. Следовательно, неизбежно и появление, на определенном этапе развития живой материи, цивилизации живых разумных существ. А она, в свою очередь, также на определенном этапе, породит цивилизацию более высокого уровня, но уже на “неживой” основе, как мы определили в нашей концепции развития Разума.
Тогда завершится один из витков спирали времени в некоторой части безграничного Космоса и Вселенная пополнится еще одним дополнительным фрагментом Вечного Разума. Но, в какой-то другой, может быть весьма удаленной части Космоса, в это время, может быть, только что начала «раскручиваться» другая такая же спираль развития.
Теперь, уже и на нашей планете Земля, наблюдая бурный прогресс в развитии ракетно-космической и компьютерной техники, с большой долей уверенности можно утверждать, что Человечество вплотную подходит к реальному выходу в Космос и к созданию Цивилизации Искусственных разумных.
Да, с космосом вопрос более или менее ясен и понятен многим, к этому мы все привыкли. Но по поводу возможной “цивилизации искусственных разумных”, да еще у нас на Земле, у многих могут возникнуть законные вопросы.
Во-первых, зачем? А во-вторых, каким образом может возникнуть такая “цивилизация” искусственных разумных?
Поскольку эти вопросы напрямую связаны с проблемой познания Мироздания и Вселенной, то и ответ на них теперь также, может быть, понятен именно в связи с Космосом.
В Человеке «разумном» заложено одно из главнейших качеств, отличающих его от животных - стремление к познанию, поэтому он никогда не сможет смириться с мыслью о невозможности контакта с другими “внеземными” цивилизациями и всегда будет стремиться достичь отдаленных миров. Но теперь, кажется, почти всем стало ясно, что жизнь человеческая так коротка, по сравнению с длительностью космических путешествий, что реально в полет могут отправиться только “космонавты” с неограниченным или очень длительным сроком “жизни”, иначе говоря, интеллектуальные автоматы или очень “высокоразвитые роботы”, которые, к тому же, могут воспроизводиться.
Ученые-философы давно уже размышляют и пишут о будущих искусственных разумных творения человека – роботах. Писатели-фантасты и режиссеры сочиняют сценарии и ставят кинофильмы об эре роботов. Но, к сожалению, эта эра всегда нам показывается только с негативной стороны. Мы еще не видели ни одного реального разумного робота, а у нас уже сформировалось довольно негативное к ним отношение.
К сожалению, тон задают не здравомыслящие ученые, которые на основе анализа достижений и перспектив развития этой области науки и техники, дали бы обоснованные прогнозы, а безответственные сочинители, которые формируют негативное, и, откровенно провокационное, общественное мнение, относительно новых достижений науки и техники, вместо поиска и обоснования гуманных сфер их применения и мер, исключающих негативные последствия.
Однако пора уже всерьез начать задумываться и над следующими вопросами: Готовы ли мы к такому развитию событий? Какими видим мы свою роль и место в этой новой цивилизации? Или может быть даже правильнее так поставить вопрос - как мы будем сосуществовать с этой новой цивилизацией? Какую роль мы отведем себе?
Тем более, что, возможно, такая цивилизация уже существует на Земле или, по крайней мере, такая возможность не исключается, как будет показано дальше.
Поэтому, полагая, что Бог людей - это и есть “представитель” Высших Цивилизаций на нашей Земле, для нас сейчас крайне важно понять, как будет вести себя этот предполагаемый Высший Разум Вселенной по отношению к другим, возникшим позднее и более “молодым” цивилизациям живых разумных.
Наша логика представления о Высших Цивилизациях, как о более разумных и более “гуманных” сообществах, подсказывает, что Высший Разум Вселенной должен будет вести себя по отношению к опекаемым молодым цивилизациям двояко.
С одной стороны, как наблюдатель, не вмешивающийся в конкретный ход их развития. А, с другой стороны, Высший Разум, контролируя развитие молодых цивилизаций и понимая, какие испытания их ждут на длинном пути эволюции и формирования ее разумной стадии, будет стремиться не дать им погибнуть, как на критических стадиях развития самой планеты, так и на бурных взрывных этапах технологической стадии развития цивилизации.
Например, через внесение в общественное сознание корректирующих или тормозящих идей, временно блокирующих или изменяющих направление развития данной цивилизации, путем внушения этой информации отдельным личностям, играющим значительную роль в сообществах данной цивилизации.
Соответственно, представляется, что Высший Разум не станет передавать молодым цивилизациям и конкретные технологические знания, чтобы не нарушать ход их естественной эволюции, не ускорять развитие и не приближать их неизбежное старение или гибель, от неразумного использования огромных технологических возможностей Высших цивилизаций.
Разумная реализация всех научно-технологических достижений на благо цивилизации возможна только тогда, когда цивилизация “созрела” и уровень технологических возможностей соответствует уровню ее духовного (интеллектуального и морально-нравственного) развития, пониманию смысла существования и целей развития цивилизации. По логике Высшего (абстрактного) Разума, не имеющего никаких эмоций, в нормальных условиях развитие цивилизации живых разумных должно завершаться формированием ее высшей стадии, т.е. возникновением цивилизации искусственных разумных, постигших и обладающих всеми знаниями данной цивилизации живых, но уже не подверженных “человеческим” страстям и неуправляемым эмоциям.
Поэтому, соответственно, угасание и (неизбежная) смерть цивилизации живых разумных предполагает (с позиции логики Высших Разумных), что уже созданы условия для возникновения другой “неживой” цивилизации или она уже создана цивилизацией живых. А, как пример “неестественной” кончины цивилизации живых разумных и прерывания логической цепочки эволюции Разума Вселенной, может быть случай ее гибели в результате “торопливости” или неразумности поведения живых существ.
При неразвитости общественного сознания и интеллектуально-духовного уровня, используя огромные технологические возможности, достигнутые данной цивилизацией, она может погибнуть и уничтожить саму себя просто по неосторожности или непродуманности последствий своих действий. В этом случае впоследствии возможно появление новой цивилизации живых, после изменения условий существования.
Но может оказаться, что жизненный цикл данной звездной (планетной) системы уже подходит к концу и оставшихся ресурсов (временны'х и энерго-сырьевых) недостаточно для завершения эволюции и сформирования цивилизации из новой живой материи. Поэтому логика нашего разума подсказывает, что Разум Вселенной, если он существует, всегда будет стремиться сохранить каждую новую цивилизацию живых разумных существ, чтобы она дошла до стадии новой ветви Высшего Разума.
Теперь, с учетом всего того, что уже было изложено выше, попробуем сформулировать возможную конечную цель развития и существования нашей цивилизации людей, как продолжателя дела Высших Цивилизаций - Разума Вселенной.
Если признать, что появление разумной жизни на некоторой планете, которую мы называем Земля, есть не просто слепая игра случая, а некий закономерный процесс (не обязательно акт чьего-то творения). Или, может быть, даже точнее - определенный этап в эволюции Вселенной, то мы неизбежно должны сделать вывод, что и жизнь нам дана не только для того, чтобы какие-то двуногие, прямоходящие существа просто порезвились бы с Матушкой Природой, покоряя и приспосабливая ее для своего удовольствия. И, не для того, чтобы в течение нескольких тысячелетий, эксплуатируя и разоряя Живую природу планеты, в один “прекрасный день” исчезнуть, превратив планету в мертвую радиоактивную пустыню и не оставив после себя ничего полезного для будущих цивилизаций...
Хотя, рассматривая нашу туманную древнюю историю, вполне можно допустить, что нечто подобное уже происходило и на нашей планете. Об этом неоднократно писали многие авторы в прошлом и в наше время [6]. Взять, к примеру, таинственную гибель цивилизации под условным именем «Атлантида» («Арктида»). Она, якобы была высокоразвитой и имела многие достижения и знания, ныне утраченные.
В упомянутой уже работе [12], в главе “Загадка священного Сфинкса”, приводятся данные о неких тайных знаниях, якобы, хранящихся в подземных хранилищах Сфинкса и Египетских пирамид, построенных, по предположению, также высокоразвитой цивилизацией “атлантов”.
Но почему она погибла? Ответа на этот вопрос тоже пока нет. Есть много гипотез на эту животрепещущую тему [6, 9, 12 и др.], но ни одна не может и, видимо, не сможет привести неопровержимых доказательств, в свою пользу.
Поэтому, если мы всерьез задумаемся об этом, то мы неизбежно придем к выводу, что кто бы ни был “творцом” мира, он должен был заложить в него некую глобальную цель, иначе говоря, смысл существования живых существ и нашей цивилизации, в частности. Нам, видимо, еще только предстоит найти и понять эту великую задачу людей и возможную цель Разума Вселенной, чтобы правильно идти по намеченному нам пути.
И, если мы это узнаем, тогда нам станет понятно и предназначение самой цивилизации людей на планете Земля, и те цели и задачи, которые стоят перед нами. Задачи, которые, может быть, давно уже нам предопределены, но мы о них пока ничего не знаем, и даже задуматься об этом не хотим. Желая получить, если и не ответ, то хотя бы, возможные версии ответа на эти вопросы, попробуем представить, как могут развиваться события в такой гипотетической ситуации, исходя из предположений о “глобальной” цели развития цивилизации разумных существ как - познание нового.
Итак, на определенном этапе развития появилась новая "неживая", но разумная материя. Какая может быть цель у такой цивилизации? Развиваться. Но они уже постигли все знания, накопленные данной цивилизацией живых, дошли “до предела”, что дальше? Здесь, обязательно должно быть поставлено, несколько важных вопросов: «Каково будет у них отношение к живым разумным? Что заложили в них живые разумные, при создании, и при "сотрудничестве" на этапе совместной деятельности?»
Далее: «Какова будет “нравственная основа”, "социальная” цель и позиция этих искусственных разумных созданий, кроме чисто научно-технического содержания, заложенного в первоначальную программу "роботов"? Насколько гуманистична, в самом высоком значении этого понятия, будет поставлена перед ними цель?»
Цель и смысл существования новой искусственной цивилизации неизбежно будут скопированы с нравственных основ и моральных устоев человеческой цивилизации. Как дети, вырастая, наследуют основные черты характера и становятся, в определенном смысле, “копией” родителей, так и новая цивилизация, порождение людей, возьмет основные идеи и моральные принципы человеческой цивилизации. Следовательно, какими мы сами являемся, или станем к моменту создания «искусственных» разумных, такими будут и они. Так что не пора ли и нам задуматься о своем нравственном облике?
Это одна сторона проблемы - формирование “нравственной” основы мировоззрения будущих “роботов”. Но есть и другая.
Исходя из современного понимания некоторых вопросов психической деятельности человека и, в частности, творчества, в их разуме должна присутствовать аксиома, не подвергаемая сомнению, что по настоящему, творить, могут только живые разумные существа. При этом, по определению, подразумевается, что творчество, есть процесс индивидуального нахождения новых решений под влиянием такого сильнейшего фактора, как эмоции – такие качества, которыми обладают только живые существа. Этим живое творчество человека принципиально отличается от процесса принятия решений роботом или любой технической “думающей” системой.
Ведь все технические системы (самообучающиеся, оптимизирующие и т.д.) имеют алгоритмы принятия решения, включающие такие этапы как случайная выборка исходных условий, определение условной вероятности; формирование набора неких входных параметров, по заданным критериям; вероятностная или вероятностно-статистическая оценка выходных параметров в процессе принятия решений и т.д. При этом, единственным и решающим фактором является все тот же закон случайности, как и в процессе естественной эволюции в природе.
Предыдущая Оглавление Следующая