ОСНОВЫ ГЛОБАЛИСТИКИ


Содержание

Глава первая

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЛОБАЛИСТИКИ

§ 1. Что такое глобалистика?

Слово “глобалистика” этимологически восходит к латинскому слову globus - шар. Под термином “глобалистика” мы будем подразумевать область знаний, касающихся проблем планетарного масштаба, т.е. проблем присущих планете Земля. Для наглядности, можно представить некоего инопланетянина, пытающегося понять какими социоприродными процессами (СПП) сопровождается жизнь на нашей планете.

СПП протекающие в масштабе всей планеты обычно называют глобальными, актуальность которых была вызвана глобальными проблемами (ГП). Итак, глобалистика занимается анализом глобальных проблем, которые отражают СПП протекающие на планете Земля.

Что подразумевается под глобальными проблемами и социоприродными процессами? ГП и СПП (здесь и далее под процессами подразумеваются процессы планетарного масштаба)- это в принципе одно и тоже, с той лишь разницей, что ГП как бы делают акцент на негативности (проблемности), протекающих на планете СПП.

О каких СПП идет речь?

Перечислим их:

  1. Рост численности населения;

  2. Увеличивающийся недостаток продуктов питания;

  3. Истощение запасов невозобновляемых ресурсов;

  4. Рост потребности в энергетических ресурсах;

  5. Неравномерность экономического развития регионов планеты;

  6. Быстрая индустриализация и НТП;

  7. Деградация окружающей среды;

  8. Дегуманизация культуры;

  9. Прогнозирование и моделирование будущего планеты;

  10. Разработка и наращивание средств массового уничтожения;

  11. Освоение космоса.

Все перечисленные процессы вызывают озабоченность у определенных слоев общества. Анализом этих СПП с целью последующего контроля и управления ими, призвана заниматься глобалистика.

§ 2. Чем вызвана необходимость изучения СПП?

СПП протекающие на планете определяют социальное развитие человечества и его физический рост. Проблема состоит в том, что “развитие” безгранично, а “рост” имеет свой предел. Предел обусловлен тем, что планета Земля имеет конкретные физические ограничения (границы). Поэтому, несмотря на безграничность развития, рост, неизменно сопровождающий это развитие, весьма ограничен.

Впервые ограниченность роста человечества была высказана английским экономистом Р.Т. Мальтусом (1766-1834). Однако если предостережения Мальтуса относились к далекому будущему, то во второй половине ХХ века, указанное “будущее” наступило.

СПП возникли вместе с человечеством, и, следовательно, имеют такую же древнюю историю. Однако их протекание оставалось незаметным, ибо их последствия не вызывали опасений.

Что же произошло в середине ХХ века, что побудило человечество обратить пристальное внимание на характер и тенденции СПП?

Вторая мировая война сильно преобразила характер СПП - это разрушение мировой колониальной системы и возникновение НТР. В результате перераспределения мирового рынка и использования достижений НТР в мире началось невиданное экономическое развитие, которое повлекло за собой соответствующий рост. Последний же столкнулся со своим пределом, которое накладывает на человечество физические возможности планеты. Таким образом, протекающие СПП подвели современное человечество к пределу его роста. Именно это обстоятельство стало причиной необходимости решения ГП современности, что в свою очередь потребовало анализа породивших их СПП.

§ 3. Философия глобалистики

Под философией глобалистики понимается место и роль СПП в бытии человека. Или, иначе говоря, какие поправки при осмыслении своего существования должен внести человек, если он станет соотносить свое бытие с происходящими СПП.

Для того чтобы уяснить специфику философии глобалистики, нужно представить себе космический корабль, на борту которого множество совершенно различных людей. Поскольку корабль находится в космосе, то существование людей находящихся на его борту, ограничено физическими возможностями корабля. Для того, чтобы жизнь этих людей, их бытие было осмысленным, т.е. достойным человека, необходимо чтобы они все, несмотря на свою разноликость, на существующие между ними различия и разногласия осознали свое единство, смогли ограничить и обуздать себя, ибо их существование предопределено рамками их корабля. Более того, люди должны осознать не только свое единство, но и единение с кораблем; ибо надежность корабля - это гарантия безопасности; люди их корабль должны предстать как единое целое. Если теперь мы заменим космический корабль планетой Земля, а наша планета это тоже своего рода космический корабль, и попытаемся с тех же позиций, т.е. рассмотреть существование землян и Земли как единое целое, то такое осмысление и будет философией глобалистики.

Философия глобалистики исходит из идеи целостности и единства планеты и населяющих ее живых существ и должна найти фундаментальные принципы человеческого бытия, исходя из которых, протекающие СПП, стали бы способствовать достижению идеи целостного единения.

Необходимо сразу же отметить - на сегодняшний день такие принципы не выявлены. Есть только отдельные подходы, такие как, например, глобальная стабилизация демографических процессов, глобальная кооперация экономического и научно-технического развития, создание экологически стабилизированной экономики, создание глобальной культуры нового типа, создание транснациональной политической структуры или Мирового правительства. Однако, указанные подходы нельзя рассматривать как философские, т. к. они не исходят из самого смысла человеческого бытия, ибо в основе всего должна стоять проблема человека и его онтологический статус.

В философии глобалистики имеется два подхода к проблеме существования человека. Первый подход можно обозначить как сциентистко-технократический. Он рассматривает проблему человека утилитарно-прагматически, т.е. предполагает дальнейшее совершенствование человека путем развития в нем “новых качеств”. Такой подход развивается в рамках Римского клуба и был первым в историческом плане.

Второй подход возник как альтернатива первому. И хотя исторически он выглядит как более поздний, но, по сути, он более древний, ибо он исходит из сути самой философии. Этот подход предполагает вернуть человеку его подлинность, которая была утрачена в ходе его исторического развития. Основная идея второго подхода лежит в ответственности человека за все, т.е. за свое бытие. Это направление в глобалистике исходит из философии экзистенциализма.

§ 4. Основные направления в глобалистике

В настоящее время, на основе двух философских подходов, в общественной мысли возникли различные направления, рассматривающие ГП с разных точек зрения /19/. При этом, нужно помнить, что основополагающей причиной вызвавшей озабоченность протекающими СПП является нарастание отрицательных последствий технического прогресса.

В настоящее время можно выделить следующие пять направлений в глобалистике:

1. Технократическая глобалистика. Сторонники этого направления исходят из того, что поскольку научно-технический прогресс является главной причиной обострения ГП, то, следовательно, разрешение этих проблем возможно только путем дальнейшего совершенствования техники.

2. Постиндустриальная глобалистика. Представители этого направления видят причины ГП в изменении происходящих в политической, социальной и экономической структурах общества, вызванных переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. С возникновением глобального постиндустриального общества, глобальные проблемы будут разрешены.

3. Эколого-популистская глобалистика. Сторонники этого направления видят источник обострения ГП во взаимодействии общества и природы. По их мнению, для решения ГП необходимо свести воедино новейшие достижения естественных наук и использовать их при принятии политических решений, что, в конечном счете, позволит устранить антропогенные последствия технического прогресса. Ключ к решению ГП, по их мнению, лежит в “альтернативном мировоззрении” или так называемом “третьем пути”.

Как не трудно заметить, перечисленные три направления глобалистики реализуют идею “утилитарно-прагматического” подхода к решению проблемы человека.

В рамках второго подхода, т.е. придания подлинности человеческому бытию развивается “экзистенциально-культурная глобалистика” и “эволюционно-детерминистская”.

4.Экзистенциально-культурная глобалистика. Для представителей этого направления характерен более широкий взгляд на генезис ГП. В качестве основной причины обострения ГП можно назвать дегуманизацию культуры. Решение современного кризиса видится в возвращении подлинного гуманизма, где человек будет нести ответственность за свое бытие.

5. Эволюционно-детерминистская глобалистика. Представители этого направления считают, что феномен техники имеет онтологический статус, т.е. технический прогресс - это часть эволюции природы. Человечество должно лишь правильно настроится на этот эволюционный процесс, а “мудрость” природы сама разрешит возникший кризис.

§ 5. Основные этапы становления глобалистики

Как и всякая область знаний, глобалистика имеет свою историю. Но, поскольку эта история насчитывает всего несколько десятилетий, то корректней говорить не об истории, а об этапах становления.

На сегодняшний день принято выделять три этапа становления глобалистики /4/. При этом необходимо учитывать специфику глобалистики, ибо глобалистика это не просто наука, т.е. система теоретического знания, а определенное знание отражающее СПП происходящие на планете. Поэтому этапы становления глобалистики, это одновременно и глобальные этапы эволюции человечества.

Первый этап. Приходится на 60-е годы. В этот период масштабы производства достигли небывалого объема и стали угрожать возможностям природы компенсировать их воздействие. На этом этапе возник и так называемый Римский клуб (1968), который и положил начало глобальной проблематике мирового развития.

Второй этап. Этот этап продлился от середины 70-х до середины 80-х годов. Он характеризуется усиленной реконструкцией экономики, вызванный мрачными прогнозами докладов Римскому клубу, разразившимся нефтяным кризисом, обострением экономических противоречий между развивающимися и промышленно развитыми странами.

Третий этап. Это этап начавшийся с середины 80-х годов, в результате изменения политической карты мира, т.е. исчезновения лагеря социализма. Этот этап характеризуется тем, что сами ГП отошли на второй план, а на первое место встали СПП носящие глобальный характер.

§ 6. Возникновение Римского клуба

Римский клуб был образован 6-7 апреля 1968 г. в Риме. Инициатором создания клуба был итальянский менеджер Аурелио Печчеи, который совместно с генеральным директором по вопросам науки ОЭСР (организация по экономическому сотрудничеству и развитию, Париж) профессором физической химии Александром Кингом, пригласил в Рим около 30 европейских ученых - естественников, социологов и экономистов.

Собравшиеся ученые обсудили подготовленный голландским астрономом Эрихом Янцом документ под названием “Попытка создания принципов мирового планирования с позиций общей теории систем”. Суть документа (со слов А. Печчеи) можно свести к следующему:

“В настоящее время мы начинаем осознавать человеческое общество и окружающую его среду как единую систему, неконтролируемый рост которой служит причиной ее нестабильности. Достигнутый ныне абсолютный уровень этого неконтролируемого роста определяет высокую инерционность динамической системы, снижая тем самым ее гибкость и способность изменяться и приспосабливаться. Стало совершенно очевидным, что в этой системе нет никаких внутренних кибернетических механизмов и, не осуществляется никакого “автоматического” саморегулирования макропроцессов. Этим кибернетическим элементом эволюции нашей планеты является сам человек, способный активно воздействовать на формирование своего собственного будущего. Однако он может на деле выполнять эту задачу только при условии контроля над всей сложной системной динамикой человеческого общества в контексте окружающей его среды обитания... что может возвестить вступление человечества в новую фазу психологической эволюции”/13. С.123-124/ . К концу второго дня стало ясно, что подавляющее большинство ученых не поддерживает основную цель клуба.

Ядро клуба “постоянный комитет” составили шесть человек. Это Аурелио Печчеи, Эрих Янц, Александр Кинг, Макс Моннэ (голландский эксперт по международным проблемам), Жан Сен-Жур (эксперт по вопросам экономики и финансов французской футурологической школы) и Гуто Тиманн (глава Баттелевского института в Женеве).

Перед клубом были поставлены две основные цели. Первая цель - способствовать осознанию затруднений возникших перед человечеством; вторая - путем воздействия на общественное сознание, способствовать исправлению нынешней ситуации.

Таким образом, был создан Римский клуб - международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, общественных и политических деятелей разных стран мира. Юридически Римский клуб зарегистрирован в Швейцарии. По Уставу численность Клуба не должна превышать более 100 человек.

Первый проект доклада Римскому клубу под названием “Поиски конструктивного ответа на возросшую сложность и неопределенность мирового развития” был предложен Хасаном Озбекханом, турком по происхождению, философом, специалистом в области кибернетики и планирования, возглавлявшим один из калифорнийских мозговых центров. Идея его доклада состояла в “разработке первоначальной, грубой модели или нескольких моделей, - которая в общих чертах отражала бы динамику мирового развития, в надежде, что она позволит выявить наиболее важные компоненты системы и самые опасные (с точки зрения будущего) взаимосвязи между ними” /13. С.133/. Однако из-за сложности проекта и нехватки времени для его разработки, лидеры ого клуба отказались от этого проекта.

§ 7. Доклады Римскому клубу

Первой работой под эгидой Римского клуба была математическая модель, имитирующая мировую ситуацию – “Мир – 1”. Ее создатель - Джей Форрестор - профессор прикладной математики и кибернетики Массачусетского технологического университета, разработал в 4-х недельный срок весьма примитивную модель, состоящую из более чем 40 нелинейных уравнений, описывающих взаимосвязь следующих 5 параметров: населения, капиталовложения, использования не возобновляемых ресурсов, загрязнение окружающей среды и производство продовольствия.

Так, впервые, была реализована идея глобального моделирования. Модель предсказывала, что человечество идет к неминуемой катастрофе. Модель была примитивной и грубой, поэтому было решено создать новую, более совершенную модель. По совету Форрестора, группу по созданию новой модели мирового развития возглавил Деннис Медоуз. Используя экономико-математические модели Джея Форрестора Медоуз создал модель “Мир – 3”.

12 марта 1972 г. в Вашингтоне, в Смитсоновском институте был представлен первый доклад Римскому клубу “Пределы роста”, разработанный специалистом в области системной динамики, профессором Массачусетского университета Деннисом Медоузом.

Модель давала самые мрачные прогнозы на будущее. Через 75 лет утверждал доклад, сырьевые ресурсы будут исчерпаны, а нехватка продовольствия станет катастрофической.

С тех пор по инициативе Римского клуба было выполнено 18 исследовательских проектов /8/, результаты которых представлены в форме докладов Римскому клубу. К числу основных из них относятся:

  1. “Пределы роста”, 1972 г. (рук. Д.Медоуз);

  2. “Человечество на поворотном пункте”, 1974 г. (М.Месарович и Э.Пестель);

  3. “Пересмотр международного порядка”, 1976 г. (Я.Тинберген);

  4. “За пределами века расточительства”, 1978 г. (Д.Габор);

  5. “Цели для человечества”, 1977 г. (рук. Э.Ласло);

  6. “Энергия: обратный счет”, 1978 г. (рук. Т. Монтбрил)

  7. “Нет пределов обучению”, 1979 г. (рук. Дж.Боткин, М.Эльманджера, М.Малица);

  8. “Третий мир: три четверти мира”, 1980 г. (М.Гренье)

  9. “Диалог о благосостоянии и благополучии”, 1980 г. (О.Джарини)

  10. “Маршруты, ведущие в будущее”, 1980 г. (Б.Гаврилишин);

  11. “Микроэлектроника и общество”, 1982 г. (рук. Г.Фридрихс, А.Шафф);

  12. “Революция босоногих”, 1985 г. (Б.Шнейдер) и др.

  13. “Первая глобальная революция”,1989 г. (А.Кинг, Б. Шнайдер )

§ 8. Основные идеи Римского клуба

Анализируя деятельность Римского клуба, его создатель и лидер Аурелио Печчеи, сформулировал “Основные цели человечества”, которые изложил в своей книге “Человеческие качества” /13/.

Печчеи предлагает шесть, как он называет “стартовых” целей, которые связаны с “внешними пределами” планеты; “внутренними пределами” самого человека; культурным наследием народов; формированием мирового сообщества; охраной окружающей среды и реорганизацией производственной системы.

Краткая характеристика для каждой цели выглядит следующим образом.

Первая цель: внешние пределы.

Присутствие человека на планете, его деятельность ограничивается биофизическими пределами (“внешними пределами”) Земли. Следовательно, человек в своей деятельности, должен исходить из возможностей окружающей его природы, не доводя их до крайних пределов.

Вторая цель: внутренние пределы.

Эта цель указывает на то, что не только планета, но и возможности самого человека имеют физические и психологические пределы. Создавая собственную культуру, цивилизацию, т.е. некую искусственную среду, человек вынужден с одной стороны предельно напрягать и истощать внутренние резервы своего организма, а с другой, из-за недостаточности нагрузки идет деградация его биофизических способностей.

Идея этой цели (а она является центральной для А. Печчеи) состоит в совершенствовании человека, раскрытии его новых потенциальных возможностей.

Третья цель: культурное наследие.

Развитие технологической цивилизации ведет к унификации культуры. Поэтому только бережное отношение к культурному наследию поможет сохранить уникальность различных культур. И хотя организации типа ЮНЕСКО проводят определенную работу, но этого явно недостаточно.

Четвертая цель: мировое сообщество.

Интеграция в единое мировое сообщество позволяет более эффективно регулировать международную жизнь, и следовательно является более эффективным способом сосуществования. Однако, такое положение дел не соответствует интересам великих держав, а также ряду эгоцентричных государств. Поэтому необходимо переосмыслить идею национального государства, чтобы найти пути для преобразования нынешней мировой системы в мировое сообщество.

Пятая цель: среда обитания

Проблема состоит в том, как разместить на планете людей, численность которых через несколько десятков лет станет вдвое больше нынешнего.

Шестая цель: производственная система.

Производственному истэблишменту принадлежит в современном мире ключевая роль. Однако, сбои в экономических механизмах, независимо от того, что управляет - рынок или план - становятся ощутимее. В чем философские причины экономических проблем, и какой должна быть экономическая система будущего, чтобы обеспечить непрерывно увеличивающееся население планеты.

Литература к главе I

  1. Д. М. Гвишиани. Глобальные проблемы и роль науки в их решении // Вопросы философии, 1979, №7.

  2. Д. М. Гвишиани. Наука и глобальные проблемы современности // Вопросы философии, 1981, № 3.

  3. Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы // РЖ (сводный реферат) Социальные и гуманитарные науки. 1994. - № 3. С.39-54.

  4. Глобальные проблемы в рамках ООН (под ред. П. Тейлора и А.Дж. Р. Грум). М., 1990.

  5. Глобальные проблемы человечества (обзор ж-ла “Futurist”) М., 1990.

  6. В. Н. Игнатьев. Проблема человека и “мировая проблематика” // Вопросы философии, 1981, № 3.

  7. П. Л. Капица. Научный и социальный подход к решению глобальных проблем // Вопросы философии, 1977, № 1.

  8. А. Кинг, Б Шнайдер. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., 1991.

  9. В. М. Лейбин. “Модели мира” и образ человека (Критический анализ идей Римского клуба). М., 1982.

  10. М.М. Максимов, О.Н. Быков, Г.И. Мирский и др. Глобальные проблемы современности. М., 1981.

  11. В. Носович. Философия и глобальные проблемы современности. Таллин. 1988. .

  12. Э. Пестель. За пределами роста. М., 1988.

  13. А. Печчеи. Человеческие качества. М., 1985.

  14. Политология: Энциклопедический словарь. Отв. ред. и сост.: Ю.И.Аверьянов. М., 1993.

  15. И.А. Родионова. Глобальные проблемы человечества: учебное пособие для учащихся и студентов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1995.

  16. Я.В. Сиверц ван Рейзема. Философия планетаризма. М., 1995.

  17. Ю. Федоров. Римский клуб: поиски буржуазного реформирования // Международная экономика и международные отношения, 1977, № 12.

  18. И. Г. Фролов. Философия глобальных проблем // Вопросы философии, 1980, № 2.

  19. Г. С. Хозин. Глобальные проблемы современности. М., 1982.

  20. А.Н. Чумаков. Философия глобальных проблем. М., 1994.

Содержание


Сайт управляется системой uCoz