Глобализация и государство

Тезисы выступления Вячеслава Никонова, Президента Фонда «Политика»

1. В развитии глобализации государствам принадлежит скорее пассивная роль.

То, что она стала свершившимся фактом, возникли глобальные рынки -заслуга скорее экономических субъектов, чем государств.

2. Тенденция к увеличению числа независимых государств.

Глобализация, делая все более условными государственные границы и способствуя подъему национального самосознания во всех уголках планеты, поддерживает тенденцию к увеличению числа независимых государств. Перед второй мировой войной насчитывалось около 50 стран, сейчас их больше 250-ти. При создании ООН в нем было представлено 51 государство, на сегодняшний день – около 190. В будущем национальным меньшинствам окажется легче создавать независимые государства. По некоторым оценкам через четверть века на Земле будет существовать до 500 стран. Принцип территориальной целостности все больше отступает перед принципом права наций на самоопределение. Крупные многонациональные государства будут сталкиваться с растущей проблемой сепаратизма.


3. Растущее число негосударственных субъектов экономики и политики берет на себя ряд функций, ранее выполнявшихся государством.

Дневной оборот денег на мировом финансовом рынке (до 1,5 трлн.долл.) во много раз превышает годовой размер ВВП подавляющего большинства стран мира, в том числе и России. Экономическая мощь транснациональных корпораций превышает возможности правительств даже среднеразвитых стран. Хозяйственная политика отдельных государств перестает быть суверенной, находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке.

Национальные и международные неправительственные организации – религиозные, правозащитные, экологические, благотворительные и иные – оказывают растущее влияние на общественное мнение, формирование политики, выработку законов, сами выполняют функции социальной защиты и даже принимают участие в деятельности комитетов и комиссий ООН.

Глобальная система коммуникаций маргинализирует роль государства на информационном поле, делает практически невозможной правительственный контроль за потоками информации.

Государство в принятии решений все чаще полагается на экспертизу частного бизнеса и неправительственных организаций, располагающих по ряду вопросов большей информацией, чем госструктуры.

 


4. Утрата монополии государства на властные функции.

С возникновением других влиятельных институтов государство фактически утрачивает монополию на реализацию властных функций. Если не юридически, то де-факто происходит эрозия внутреннего суверенитета отдельных государств, их способность по собственному разумению формировать свои общества и решать внутренние проблемы ослабевает.



5. Утрата государством монополии на власть не означает умаление его роли.

Национальное государство (наднациональное появится еще не скоро) даже с учетом глобализации сохраняет свои центральные позиции, которые оно должно однако во многом формулировать заново и отстаивать в усиливающейся конкуренции с международными субъектами гражданского общества и экономической жизни, межгосударственными организациями, ведя с ними активный диалог.

У национального государства всегда будет преимущество (или монополия) в решении таких задач, как обеспечение порядка и обороноспособности, предоставление социальных услуг, регулирование рынка, поддержание транспортной инфраструктуры, контроль за добычей природных ресурсов, регулирование миграции, решение внутренних этнических проблем и других.

 

6. Стратегия правительств различных стран в связи с глобализацией неодинакова.

Те из них, кто рассматривает глобализацию как угрозу, демонстрируют защитную реакцию: вводят меры экономического протекционазма, отгораживаются от иммиграции, пытаются ограничить глобальные трансакции национальным законодательством. Подобная политика в перспективе грозит огромными издержками, связанными с уменьшением благосостояния, растущим экономическим и технологическим отставанием.

Наиболее динамичные государства, напротив, уже выступают в качестве игроков в глобальном состязании за конкурентоспособность, экономическую и инвестиционную привлекательность. В этом соревновании правительства нередко прибегают к агрессивной внешнеэкономической политике, дерегулированию, субсидированию экспорта, что также вызывает немалые перекосы. Дерегулирование ведет к снижению дееспособности государства, подстегивает в качестве ответной реакции протекционизм или национализм, субсидии оборачиваются нерациональным распределением бюджетных ресурсов.

Ни изоляционизм, ни наступательный интервенционизм сами по себе не предполагают рассчитанного на перспективу ответа на вызовы глобализации. Многообещающим оказывается более активное участие государств в процессах региональной интеграции и в развитии глобальных политических сетей.


7. Консолидация государств в решении наднациональных проблем.

Государства, хотят они того или нет, все более активно втягиваются в решение глобальных проблем. Более того, разрешение многих из них возможно более эффективно (или только) на уровне национальных государств, а не международных организаций. Здесь в первую очередь следует назвать также проблемы всемирного масштаба как изменение климата, озоновые дыры, наступление пустынь, выбросы углекислого газа, экология, преступность, эпидемии, бедность.

Именно государства и в перспективе будут заниматься многими глобальными феноменами, например, решением задач неуправляемости мегаполисов или нарастания обособленности, отчуждения индивидуума от общества. Именно государствам предстоит решать проблемы гармонизации системной конкуренции стран, создания архитектуры глобального управления.

 

8. Государства сами меняются или должны изменяться, чтобы не потерять конкурентоспособность в глобализирующемся мире.

Последствия глобализации и их преодоление можно осилить только в рамках дисциплинированно проводящейся государственной политики в различных областях, повышения эффективности всего управления. Критическое значение приобретают усиление финансовой и банковской системы и установление действенного контроля за нею, эффективно функционирующая система правосудия, чистота самого правительства, отсутствие коррупции.


9. Глобализация меняет роль государства в экономике, отношение между ним и независимыми хозяйствующими субъектами.

Из самостоятельного игрока на экономическом поле государство все больше превращается в арбитра. В условиях, когда экономика становится все более мобильной, обостряется конкурентная борьба за создание наилучших условий для размещения производств и привлеченния инвестиций, у государства появляется все большие возможности оживлять национальную экономику путем создания привлекательных рамочных условий.

Для крупных предпринимательских структур глобальная конкуренция за мировой капитал становится все более жесткой, и дорогу для них на международной арене может и должно прокладывать государство.

Наблюдается феномен растущего разрыва в интересах государства и крупного транснационального бизнеса, увеличивающегося между ними отчуждения, которое носит объективный характер. Бизнес заинтересован в обходе обременительных национальных правил, тогда как политики часто разрабатывают законы, как бы забывая о существовании заграницы.

Транснациональные корпорации стремятся вести дела в рамках международной системы (или ее отсутствия), государства, хоть и участвуют в формировании этой системы, имеют приоритетом внутренние проблемы. Правительствам, которые недооценивают международной мобильности экономики, и бизнесу, часто игнорирующему рамочные политические условия страны, еще предстоит выработать такие правила игры, которые позволили бы глобализации приносить плоды ( в виде экономического роста, создания рабочих мест и т.д.)

 

10. Глобализация радикально повышает требования к политике государства в области образования.

Все чаще вместо разговоров о «бедных странах» можно услышать о «странах с дефицитом интеллекта». Государства стремятся повысить уровень образования и профессиональной квалификации своих граждан, поскольку конкурентоспособность в решающей степени определяется наличием высокопрофессиональных человеческих ресурсов. Бедным странам оказывается все труднее выдерживать соревнование в этой сфере, к тому же они в первую очередь испытывают проблему «утечки мозгов», что в перспективе ведет к возрастанию экономического и социального неравенства государств.


11. Глобализация предъявляет повышенные требования к компетенции государственного руководства.

Особенно динамично будут развиваться те страны, которые способны систематически учиться на чужом опыте. Государства должны усиленно наверстывать свое отставание от действующих по всему миру предпринимательских структур, простирающих инновации и обучающее партнерство за национальные рамки.

Конкурентоспособность государства в растущей степени зависит от того, насколько оно способно обеспечить своих граждан – особенно интеллектуальный и политический класс – всей полнотой международной и внутренней информации. Именно в этом заключается главный смысл информационной безопасности в современном государстве.

 

12. Глобализация меняет систему принятия государственных решений,
выдвигая на первый план принцип субсидиарности ( вопросы решаются на том уровне, который обеспечивает наиболее квалифицированную и эффективную их реализацию). Национальный уровень по-прежнему остается самым важным, поскольку только на нем существуют достаточные правовые механизмы решения самого широкого круга проблем. Но если политические цели на уровне отдельных государств становятся недостижимыми (вследствие эрозии внутреннего суверенитета), тогда они все чаще выносятся на региональный и международный уровни. Возникла также задача международной (или хотя бы региональной) совместимости национальных правовых систем и установленных правил игры для экономических субъектов.


13. Глобализация порождает общую тенденцию к децентрализации компетенции по принятию решений внутри государства.

Усложнение общественных связей, децентрализация экономической деятельности, информационных потоков приводят к невозможности их регулирования из единого центра. Это подразумевает менее иерархическое управление и координирование, порождает тенденцию к выстраиванию общества по типу сети, а не иерархии институтов.

 

14. Глобализация оказывает противоречивое воздействие на развитие демократических институтов.

С одной стороны, большая информационная прозрачность мира, императивы децентрализации и рыночной конкурентоспособности ускоряют распространение демократических ценностей и институтов, число формально демократических государств на планете растет. С другой стороны, выясняется, что демократия и рыночный либерализм, взятые сами по себе, не создают надежных и устойчивых к вызовам глобализации государств. Демократические Филиппины менее приспособлены к реальностям современного мира, чем квазидемократические «азиатские тигры».

Возникает новая проблема - обеспечения демократии, организационно оформленной в рамках отдельных государств, при создании системы глобального управления.

Принимая во внимание тесную связь между внутренним суверенитетом и демократией, глобализация, сокращая этот суверенитет, может способствовать ослаблению легитимации демократических институтов в рамках отдельного государства.

Все большим влиянием в мире пользуются транснациональные корпорации и неправительственные организации, руководство которых не формируется с помощью традиционных демократических процедур.

Наконец, глобализация сопровождается накоплением информации о гражданах, их поведении, а также созданием электронных баз данных об их телеметрических параметрах, структуре ДНК, отпечатках пальцев и т.д. По оценкам экспертов к 2015 году такие данные о 75% жителей планеты будут находиться в закодированном виде в единой системе. Тем самым резко возрастают возможности для вмешательства в личную жизнь граждан и даже для глобального контроля за поведением общественности. Это находится в очевидном противоречии с рядом основополагающих демократических принципов и потребует дополнительных мер по защите сферы частной жизни.


15. Глобализация способствует стиранию грани между внутренней и внешней политикой государств.

Политика, выходящая за рамки одной страны, охватывает все более широкий круг проблем. Энергетическая, научно-техническая, транспортная, социальная, экологическая политика все сильнее интернационализируется. Министерства иностранных дел постепенно утрачивают привычную роль единственного представителя страны на международной арене. Все острее встает проблема институционального обеспечения координации внешнеполитических линий различных ведомств, причем как внутри государств, так и между ними.

Избиратели, правительства и парламенты все еще мало задумываются над тем, насколько решение ими внутренних проблем воздействует на остальной мир и зависит от него.

 

16. Глобализация заметно осложняет проведение и меняет содержание внешней политики государств.

По сравнению с прежними временами, когда положение в мире определялось отношениями между двумя десятками государств, сейчас приходится иметь дело с двумя сотнями очень различных по размерам и внутреннему состоянию стран, каждая из которых претендуют хотя бы на формальное равноправие. К ним добавляются сотни международных организаций, институтов и режимов, а также тысячи частных и общественных самодеятельных игроков различного профиля и оттенков.

Внешняя политика все меньше определяется односторонними национальными интересами в духе «Real Politik», когда главными целями являются сохранение и расширение влияния, соблюдение равновесия сил или достижение нейтралитета. В нее все более настоятельно вторгаются такие темы, как борьба с преступностью, миграция, контроль за постоянно растущими финансовыми потоками, охрана окружающей среды и т.д. Справиться с ними оказывается невозможно без международного сотрудничества.

Возрастает удельная значимость «низкой дипломатии» (торговля, технологии, валюта и т.д.) по сравнению с «высокой дипломатией» (национальная безопасность, военные кризисы, саммиты).


17. Глобализация трансформирует содержание политики безопасности государств.

Увеличивается роль проблем «мягкой безопасности», связанных с экономикой, финансами, бедностью, экологией, этническими конфликтами. Вопросы «жесткой безопасности» сохраняют свою значимость, все больше перемещаясь для стран первого порядка из плоскости военного противостояния государств в сферу соревнования в области высоких технологий. Ускорившийся трансграничный переток «ноу-хау» и усиление хаотичности в международных отношениях очевидно усиливают опасность распространения оружия массового поражения, ракетных технологий, что может способствовать началу настоящей гонки вооружений в развивающихся странах.

 

18. Глобализация терроризма.

События 11 сентября 2001 г. наглядно высветили новую проблему –глобализации терроризма. Созданная после окончания «холодной войны» мировая система столкнулась с «антисистемным» противником, не признающим правил мирового сообщества. Террористы впервые в таких масштабах применяют современную технику и научные достижения.

Не обладая мощными вооруженными силами и оружием массового поражения, они тем не менее способны наносить даже великим державам ущерб, сопоставимый с результатами действий крупных армейских подразделений или применения ОМП. Впервые человечество имеет дело с целенаправленным биотерроризмом, велика опасность ядерного, химического, радиационного и кибертерроризма. Впервые террористы пытаются оказать массированное информационное воздействие, громогласно проповедуя свои цели через глобальные информационные каналы.

Современный международный терроризм опасен и тем, что апеллирует к реальным проблемам, с которыми сталкивается значительная часть человечества: увеличение разрыва между благополучным Севером и бедствующим Югом, чувство социальной обреченности населения развивающихся стран, остающихся на обочине глобализации.


19. И в эру глобализации будет сохраняться значение великих держав как постоянных факторов мировой политики.

Определяющее воздействие на ход мировых дел будут оказывать такие центры силы, как США, Европейский Союз, Япония, Китай, Индия. В качестве такого центра при благоприятном развитии событий может выступить и Россия. Все они будут претендовать на мировое лидерство, испытывая при этом явную нехватку возможностей для его реализации. Мировая система будет колебаться между попытками однополярного доминирования и фактической многополярностью.

 

20. Глобализация сама по себе нисколько не упорядочивает систему межгосударственных отношений.

Напротив, она ведет к распространению принципов, граничащих с анархией. Осознание того факта, что национальные государства утрачивают способность к управлению вследствие активизации трансграничных процессов, усиливающейся прозрачности границ, подстегивает правительства к созданию трансгосударственного миропорядка. Более широкое участие в функционирующих структурах международного сотрудничества позволяет государствам сохранить свою роль в мировой политике.


21. На нынешнем этапе глобализации наибольшее значение приобретает региональный уровень интеграции государств.

На нем легче, чем на глобальном, устанавливать общие для всех правила, учитывая сходство культурных традиций и экономического развития стран одного региона. В региональной интеграции государства в первую очередь стараются использовать преимущества свободной торговли, и каждый из ныне существующих торговых блоков будет пытаться усилить свое влияние через прием новых членов. Количество государств-членов ЕС к 2010 г., по всей вероятности, возрастет до 25-ти, а членов НАФТА – до 34-х.

Европа в рамках ЕС вступает в стадию постнационального государства. По схожему пути может пойти и НАФТА, если этому не помешает протекционистское иммиграционное законодательство в США. В Азии и Африке интеграция идет более медленными темпами, что не в последнюю очередь объясняется незавершенностью процессов создания многих национальных государств. Тяга к интеграции наблюдается и между странами СНГ, но пока уровень их взаимодействия далек от моделей ЕС и НАФТА.

 


22. Активизируются усилия государств по созданию системы глобального управления (global governance).

ОЭСР, ВТО, МВФ, Всемирный банк уже сейчас занимаются вопросами – регулирование финансовых рынков, коррупция, конкретная экономическая политика, экологические стандарты, торговые тарифы, - которые раньше были исключительным делом национальных государств. Но все эти организации являются классическими образцами моноориентированных структур, явно недостаточно учитывающих комплексные последствия своих действий. Кроме того, существуют небезосновательные возражения по поводу господствующих позиций Запада во всех этих организациях.

При всеобщем недовольстве слабостью, фрагментарностью и неэффективностью системы глобального управления до настоящего времени нет единого понимания, того, как оно должно быть выстроено. Существуют четыре основных концепции организации глобального управления:

Концепция мирового правительства (которое в представлениях некоторых наших националистов уже существует). Речь идет по сути об увеличенной модели национального государства, которое в глобальном масштабе занимается тем, чем правительства внутри отдельных стран. Эта концепция является крайне маргинальной. Никакое мировое правительство не имело бы достаточной политической легитимизации. Помимо этого мир как целое нуждается в политике обеспечения порядка, а не в осуществлении властных полномочий.

Концепция реформирования Организации объединенных наций с превращением ее Совета Безопасности в квазиправительство, а Генеральной Ассамблеи – в квазипарламент. Такой подход имеет гораздо больше сторонников, но также подвергается критике как сужено этатистский. ООН представляется как организация с чрезмерно централистскими целями, управляемая кругом избранных (в прежнюю эпоху) государств, а выведение ее на центральную роль в глобальном управлении вызывает опасения недооценки значения частных игроков – бизнеса и неправительственных организаций. Но для России, вероятно, это было бы наилучшей моделью.

Концепция политического управления глобальным развитием со стороны либо одной гегемонистской державы (США), либо группы крупнейших держав, объединенных в НАТО, ОЭСР или «большую семерку-восьмерку». Подобная концепция уже активно реализуется на практике, но неизбежно будет встречать противодействие у тех государств, которые не принадлежат к клубу великих держав.

Концепция корпоративного глобального управления, которая пользуется наибольшей популярностью у неангажированных теоретиков глобализции. Она предлагает коллективный процесс поиска решений и взаимопонимания между правительствами государств с участием частных игроков – предпринимательских структур, профсоюзов, неправительственных организаций. Правительства при этом сохраняют за собой монополию на закрепление и проведение политических решений, но негосударственные участники играют весомую роль на этапах определения проблем, анализа взаимосвязей и непосредственного исполнения.

Полагаем, что окончательный выбор модели глобального управления произойдет еще очень не скоро. Разрыв между стремительным ходом глобализации мировой экономики и крайне вялыми усилиями государств по созданию согласованной системы ее регулирования растет.


 

Top of pageНа верх

 

Сайт управляется системой uCoz