Обожествленная цивилизация


Юрий Павлович Белов

Обожествленная цивилизация

Санкт-Петербургские Ведомости No 78(2468), 28 апреля 2001

 


Чем грозит России глобализм по-американски В последнее время много говорится и пишется о глобализме. И не только экономическом, но и культурном, о котором ниже и пойдет речь.

Сразу заметим: глобализм глобализму - рознь. Вся история человечества свидетельствует о необходимости и неизбежности глобализма и глобализации - взаимопроникновение национальных культур в их синтезе (обобщении) образует культуру мира. "Дон Кихот" Сервантеса, "Война и мир" Толстого принадлежат всему человечеству. В них запечатлено его нравственное кредо. Всему миру принадлежат Периодическая система Менделеева и теория относительности Эйнштейна. Культурно-историческая глобализация - факт, не требующий доказательств.

Но есть глобализм и глобализация, вытекающие из идеи исключительности одной цивилизации, одной нации, за которой только и признается право быть носительницей передовой культуры. Речь идет о западной цивилизации и американской нации. Нет нужды доказывать всемирно-историческое значение западной цивилизации, уходящей корнями в культуру античной Греции. Но столь же велико значение и культуры Востока - Китая, Египта, Индии... Мир питается ею ничуть не в меньшей степени, чем культурой Запада. Современная жизнь человечества - единство многообразия культур. Отнюдь не единообразия, что привело бы к гибели любой из великих цивилизаций. В их ряду находится и цивилизация России, представляющая собой синтез западной и восточной культур, что нашло свое выражение в великой русской культуре как общенациональной в нашей стране.

Увы, во времена "перестройки" и демократизации России по Ельцину у нас произошло чуть ли не обожествление одной цивилизации - западной. Апологетов ее нашлось немало, что претит объективной истине: она не приемлет абсолюта. Та же западная цивилизация явила миру не только печатный станок Яна Гутенберга, но и сожжение величайших ее произведений - книг Шекспира, Гете, Шолохова... В пору разгула германского фашизма и второй мировой войны научно-техническая мысль была поставлена на службу мерзости - Майданек, Бухенвальд, Дахау, испепеленные Хиросима и Нагасаки.

Повторяю: нам есть чему учиться у Запада и США в том числе. Но есть чему учиться и у Востока - у того же Китая и Японии. И, самое главное, чтобы быть самими собой, сохранить свою великую культуру, надо постоянно брать уроки у отечественной, российской истории, не исключая из нее истории советской. А нас тянут на Запад и только на Запад, пренебрегая нашими культурно-историческими традициями и, что хуже всего, пытаясь скрыть, затушевать пренебрежительно-уничижительное отношение к современной России со стороны иных нынешних геостратегов, в первую очередь США. Между тем, в проводимой ими международной политике вся суть глобализма по-американски.

Цитирование - не лучший способ убеждения, но бывает, что без него не обойтись, чтобы сказать: не отпирайтесь - вы писали.

В 1997 г. вышла в свет книга известного американского геостратега З. Бжезинского "Великая шахматная доска". Вот что в ней можно прочесть: "Америка стоит в центре взаимозависимой вселенной, такой, в которой власть осуществляется через постоянное маневрирование, диалог, диффузию и стремление к формальному консенсусу, хотя эта власть происходит в конце концов из единого источника, а именно: Вашингтон, округ Колумбия". С удовлетворенным садизмом, (иначе не скажешь - дело сделано) автор упомянутой книги, изданной у нас немалым тиражом (10000 экземпляров!) в 1998 г., констатирует бедственное положение России: "К середине 90-х годов только примерно 40% от числа новорожденных появилось на свет здоровыми, в то время как приблизительно пятая часть от числа всех российских первоклассников страдала задержкой умственного развития. Продолжительность жизни у мужчин сократилась до 57,3 года, и у русских умирало больше, чем рождалось. Социальные условия России фактически соответствовали условиям страны "третьего мира" средней категории". Вот так... Пространство исторической России, что было в границах СССР, З. Бжезинский называет "черной дырой". Выход для нас он видит только в одном - вхождении в западный мир.

Того же мнения придерживается и другой небезызвестный американский политолог, профессор Гарвардского университета С. Хантингтон. В своем сочинении "Столкновение цивилизаций" (почему столкновение, а не взаимообогащение?!) он так определяет Россию - "расколотая цивилизация". Рецепт для нашего излечения у С. Хантингтона тот же, что и у З. Бжезинского: ассимиляция с Западом. Впрочем, этот рецепт выписывается для всех народов мира с весьма существенной поправкой: западная цивилизация должна взять верх в столкновении с другими, что неизбежно случится, если Запад будет под эгидой США. "Постоянное международное главенство Соединенных Штатов, - поучает С. Хантингтон, - является самым важным для благосостояния и безопасности американцев и для будущего свободы, демократии, открытых экономик и международного порядка на земле".

Как это до боли и до жути знакомо...

Наверное, найдутся читатели, которые скажут: "Это все слова, слова! Цитаты"... Увы за ними стоит жестокая реальность: наказание Югославии бомбами с урановой начинкой, наказание Ирака, продвижение НАТО на восток к границам России. Зоной национальных интересов США оказываются страны, находящиеся от них за тридевять земель.

Все ли в Соединенных Штатах агрессивны по отношению к нам? Нет, конечно же, не все, чего никогда не было и не будет. В 2000 году в США (в 2001 году в России) опубликовано сочинение известного американского историка - политолога Стива Коэна "Провал крестового похода США и трагедия посткоммунистической России". В нем доказывается гибельность для нашей страны и, что главное, для российской цивилизации (!) реформ Ельцина - Гайдара - Чубайса. О том же писали и пишут виднейшие представители интеллектуальной американской элиты: профессор экономики Массачусетского университета Дэвид Котсз, профессор Университета им. Д. Вашингтона Джеймс Миллер, профессор Института мира Питер Реддвей, заместитель главного редактора журнала "Форд" Пол Хлебников. Их точки зрения придерживаются многие мыслящие бизнесмены, политики, рядовые американцы.

Однако наши доморощенные западники о том знать не желают. И в СМИ об этом ни слова. Ни слова о том, что Америка перестала быть страной Джефферсона и Франклина.

Не замечают наши западники и того, экспансия американского глобализма ощущается сегодня все в более цифровых сферах духовной жизни нашего общества. Обратите внимание на поразительно трогательную заботу о состоянии нашего школьного и вузовского образования со стороны видных американских политиков и финансистов. Киссинджер, тот самый, что признался: "Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное государство", возглавляет Американский центр стратегических исследований, где есть группа финансирования высшего образования, а в нее приглашены ректоры российских вузов. Интересно, для чего приглашены? Неужто Киссинджер стал русофилом и печется об укреплении национальной безопасности России через укрепление системы ее высшего образования?! Блажен, кто верует...

А сколь возвышенно бескорыстна забота американского финансиста Сороса о духовном развитии российского общества. Под его патронажем издаются учебники истории, подобные тому, что вышел в свет под редакцией Кредера. В учебниках этих нашей стране отводится почетное периферийное место в истории западной цивилизации. И ведь находятся у нас люди, готовые вместе с авторами этих учебников восклицать: "Да и была ли история России когда-нибудь самостоятельной! Вот все твердят о Великой Победе 1945 года. Это еще как посмотреть - кому человечество ей обязано!". И находятся профессора, разрабатывающие и читающие студентам курс лекций "Советский и немецкий фашизм 20 - 30-х гг." По логике данного курса, как ни крути, а одно выходит: советский фашизм победил фашизм немецкий, но истинную победу добыл миру демократический Запад.

Конечно же, во главе с США.

Сказанное выше - не игра воображения, не вымысел, а факт. Но не будем вульгарно-примитивны, не будем искать происки ЦРУ или иных спецслужб в "новистических" изысканиях горе-западников в России. Изыскания эти - следствие причины очень серьезной. Назовем ее - космополитизм как результат отрыва от родовых корней русской культуры. Явление в нашей истории не новое. Не случайно слово "космополит" получило объяснение в Толковом словаре В.Даля: "всемирный гражданин; человек, не признающий особых отношений родины". Именно в космополитизации (размывании национальной культуры) кроется опасность глобализации. По тому же Хантингтону: не быть самими собой, а быть как все, все на Западе, в США прежде всего.

Отметим при этом весьма важное: между космополитизмом и шовинизмом нет разницы. Человек, отчужденный от своего народа, непременно выберет для себя иной народ, который он сочтет вселенским. Космополитизм, что уже отмечено историей, возникает на крутых ее поворотах, когда рвется связь времен и поколений, когда наступает смутное время при коренной ломке социальной жизни. Тогда и появляются люди - перекати-поле: куда ветер подует. Так случилось и у нас после августа 1991 года.

Перед уходом из жизни наш знаменитый земляк, выдающийся русский мыслитель Лев Гумилев сказал в отношении космополитизма: "Есть вещи пострашнее войны. Есть бесчестие рабства".

Нужно оказаться в оковах бесчестья рабства (утраты национальной гордости и чести), чтобы взяться за разработку проекта новой школьной программы по литературе (да еще послать его в Министерство образования), в котором изучение "Евгения Онегина" Пушкина, "Мертвых душ" Гоголя, "Горя от ума" Грибоедова не предусмотрено. В ряде современных колледжей и лицеев уже не изучается поэзия Некрасова.

Да что там проекты! Классические произведения русской литературы практически не экранизируются. Они - чрезвычайная редкость на телевидении и в театре. А что делается на эстраде? Здесь юмористы-сатирики вступили в жесткую конкуренцию по извлечению максимальной прибыли из порнографирования русской речи. Случайно ли директор Института русской литературы (пушкинский Дом) Н.Н.Скатов обратился с открытым письмом к Президенту Путину в защиту ...русского слова?! В письме приводится изречение Льва Толстого: "Язык - душа нации". Речь идет о русском языке, ставшем душой уникальной нации - евразийской: сошлись в России Запад и Восток. Что же делается с нашим русским языком - языком многонациональной людской общности? Он американизируется на блатной лад в рекламных роликах: "Сникерсни!", "Оттянись со вкусом!", "Бери от жизни все" и т.д. и т.п. Телевизионное Зазеркалье убивает художественный образ (а он есть обобщение, образ - понятие, синтезис, как говорил Н.Некрасов), отвращает от мышления: не думай - главное выиграть; отгадал букву, слово и выиграл - тысячу, сто тысяч, миллион! Имидж заменил у нас образ. Главный принцип имиджа - казаться, а не быть. Имидж ирреален: "наша шампунь - самая лучшая", "наш кандидат в депутаты - лучший для вас". Он, имидж, упрощен до примитива, обращен к чувству потребителя товара. А товаром может быть рекламируемое мыло, стиральная машина и кандидат в президенты. Все, что покупается и продается, - товар. И русское слово, русская культура - тоже товар.

И есть уже люди (да люди ли? И русские ли по культуре? - не о национальности речь), которые внушают себе и всем: "Рынок таков, и ничего тут не поделаешь. А без рынка, известное дело, и демократии не будет. Уж потерпим - все лучшее впереди. Одним словом - глобализация".

Да кому нужен таковой рынок (государство - вон из экономики!) и таковая глобализация (русское - подчинись западному!)?

Вам это нужно, читатель?

Юрий БЕЛОВ

Top of pageНа верх

Сайт управляется системой uCoz