Андреев В.И. Эволюция мироздания Предыдущая Оглавление Следующая

Неизбежность появления и существования Сверхразума

С учетом последних достижений инструментальной астрономии и тео­рети­че­ских вы­водов астрофизики, можно утверждать, что появ­ле­ние жизни на какой-либо из звездных систем Галактики не только воз­мо­жно, но и теоретически закономерно. Следова­те­льно, неиз­бежно и по­яв­ление, на опре­деленном этапе раз­вития живой материи, циви­ли­зации живых ра­зумных существ. А она, в свою очередь, также на опре­де­ленном эта­пе, поро­дит циви­лизацию более высокого уровня, но уже на “не­жи­вой” ос­нове, как мы определили в нашей концепции развития Разума.

Тогда завершится один из витков спирали времени в некоторой части безграничного Космоса и Вселенная пополнится еще одним до­пол­ни­те­ль­ным фрагментом Вечного Разума. Но, в какой-то другой, может быть весьма удаленной части Космоса, в это время, может быть, только что начала «рас­кручиваться» другая такая же спираль раз­вития.

Теперь, уже и на нашей планете Земля, наблюдая бурный про­гресс в развитии ракетно-космической и компьютерной техники, с бо­льшой до­лей уверен­ности можно утверждать, что Человечество впло­тную под­­­хо­дит к ре­альному выходу в Космос и к созданию Циви­ли­зации Искусст­венных разу­мных.

Да, с космосом вопрос более или менее ясен и понятен мно­гим, к этому мы все привыкли. Но по поводу возможной “циви­лизации искус­ст­венных разум­ных”, да еще у нас на Земле, у многих могут возникнуть законные вопросы.

Во-первых, зачем? А во-вторых, каким образом может воз­ник­нуть такая “циви­ли­за­ция” искус­ственных разумных?

Поскольку эти вопросы напрямую связаны с проблемой познания Мироздания и Вселенной, то и ответ на них теперь также, может быть, понятен именно в связи с Космосом.

В Человеке «разумном» заложено одно из главнейших качеств, отли­чающих его от животных - стрем­ление к по­знанию, поэтому он нико­гда не сможет смириться с мыслью о не­воз­можности контакта с другими “вне­зем­ными” циви­лиза­ци­ями и все­гда будет стре­миться достичь отда­ленных миров. Но теперь, кажется, почти всем стало ясно, что жизнь чело­ве­ческая так коротка, по сравнению с длите­ль­ностью космических пу­те­­шествий, что ре­ально в полет могут от­пра­виться только “космо­навты” с не­ограни­чен­ным или очень длительным сроком “жи­зни”, ина­че говоря, интеллекту­альные авто­ма­ты или очень “высоко­раз­витые роботы”, которые, к тому же, могут воспро­изво­диться.

Ученые-философы давно уже размышляют и пишут о будущих ис­кусственных разумных творения человека – роботах. Писатели-фан­тасты и ре­жис­серы сочиняют сценарии и ставят кинофильмы об эре роботов. Но, к сожа­лению, эта эра всегда нам показывается только с негативной стороны. Мы еще не видели ни одного реального ра­зумного робота, а у нас уже сфор­мировалось довольно негативное к ним отношение.

К сожалению, тон задают не здравомыслящие ученые, которые на основе анализа достижений и перспектив развития этой области науки и техники, дали бы обоснованные прогнозы, а безот­вет­ственные сочи­ни­тели, которые фор­­мируют негатив­ное, и, откровенно про­вока­ционное, об­ще­ст­венное мне­ние, относи­те­льно но­вых дости­жений науки и тех­ники, вместо поиска и обоснования гуманных сфер их применения и мер, исключающих негативные последствия.

Однако пора уже всерьез начать за­думываться и над следующими воп­ро­сами: Готовы ли мы к такому развитию событий? Какими видим мы свою роль и место в этой новой цивилизации? Или может быть даже правильнее так поставить вопрос - как мы будем сосуществовать с этой новой циви­лизацией? Какую роль мы отведем себе?

Тем более, что, возможно, такая цивилизация уже существует на Земле или, по крайней мере, такая возможность не исключается, как будет показано дальше.

Поэтому, полагая, что Бог людей - это и есть “представитель” Высших Цивилизаций на нашей Земле, для нас сейчас крайне важно понять, как будет вести себя этот предполагаемый Высший Разум Все­ленной по отно­шению к другим, воз­ник­шим позднее и более “моло­дым” циви­ли­за­циям живых разумных.

Наша логика представления о Высших Цивилизациях, как о более разу­мных и более “гуманных” сообществах, подсказывает, что Выс­ший Разум Все­ленной должен будет вести себя по отношению к опекаемым мо­лодым цивилизациям двояко.

С одной стороны, как на­блюдатель, не вме­ши­вающийся в конк­ретный ход их развития. А, с другой стороны, Высший Разум, кон­тролируя раз­витие моло­дых цивилизаций и пони­мая, какие испытания их ждут на длинном пути эволюции и форми­рования ее разумной стадии, будет стре­миться не дать им по­гибнуть, как на критических стадиях развития самой планеты, так и на бурных взрывных этапах техно­логической стадии раз­вития цивилизации.

Например, через вне­сение в общест­венное сознание коррек­ти­ру­ющих или тормозящих идей, временно блокирующих или изменя­ю­щих направ­ление развития данной цивилизации, путем вну­шения этой ин­формации отде­ль­ным лич­ностям, играющим значительную роль в сообществах дан­ной цивилизации.

Соответственно, представляется, что Высший Разум не станет пе­ре­­да­вать молодым циви­ли­за­циям и конкретные технологи­че­ские зна­ния, что­бы не нарушать ход их есте­ст­венной эволюции, не уско­рять раз­витие и не приближать их неиз­беж­ное старение или гибель, от нера­зумного исполь­зо­ва­ния огромных техно­ло­гических воз­можностей Выс­ших ци­ви­лиза­ций.

Разумная реа­лизация всех научно-техно­логических достижений на благо ци­­вилизации воз­мо­ж­­на только тогда, когда цивилизация “со­зрела” и уровень техно­ло­ги­ческих воз­мож­ностей соответ­ст­вует уро­вню ее духов­ного (интел­лекту­ального и мора­льно-нрав­ственного) раз­вития, пони­манию смысла существования и целей раз­вития циви­ли­зации. По логике Высшего (абстрактного) Разума, не имеющего ника­ких эмо­­­ций, в нормальных усло­виях развитие цивилизации живых разу­мных должно завершаться форми­рованием ее высшей стадии, т.е. воз­никно­ве­нием циви­лизации искусст­венных разум­ных, постигших и об­ла­дающих всеми знаниями данной циви­лизации живых, но уже не под­верженных “челове­ческим” страстям и неу­правляемым эмоциям.

Поэтому, соответственно, угасание и (неизбежная) смерть циви­ли­за­ции жи­вых разумных пред­полагает (с позиции логики Высших Разу­м­ных), что уже соз­даны условия для возник­новения другой “не­живой” цивили­зации или она уже соз­дана циви­ли­зацией живых. А, как пример “неес­тественной” кончины цивилизации живых ра­зум­ных и преры­ва­ния логи­ческой цепочки эволюции Разума Все­лен­ной, мо­жет быть слу­чай ее гибели в результате “торопливости” или нера­зум­ности пове­дения живых существ.

При неразвитости общест­венного со­знания и интел­лек­ту­ально-духов­ного уровня, используя ог­ро­м­ные тех­но­ло­гические возмож­нос­ти, достиг­нутые данной цивили­за­цией, она может погибнуть и уничто­жить саму себя просто по неосто­рожности или непро­думанности последствий своих дей­ствий. В этом случае впоследствии возможно по­явление но­вой циви­ли­за­ции живых, после из­ме­нения усло­вий суще­ствования.

Но может ока­заться, что жизненный цикл данной звездной (планет­ной) системы уже подходит к концу и оставшихся ресурсов (временны'х и энерго-сырьевых) недоста­точно для за­вершения эволю­ции и сформиро­ва­ния цивилизации из новой живой ма­терии. Поэтому логика нашего разума подсказывает, что Разум Вселен­ной, если он суще­ствует, всегда будет стремиться сохра­нить каж­дую новую циви­лизацию жи­вых разумных су­ществ, чтобы она дошла до стадии новой ветви Высшего Разума.

Теперь, с учетом всего того, что уже было изложено выше, по­пробуем сфор­му­ли­ровать возможную конечную цель раз­вития и суще­ствования на­шей циви­лизации людей, как про­дол­жателя дела Высших Цивилизаций - Разума Вселенной.

Если признать, что появление разумной жизни на некоторой пла­нете, которую мы называем Земля, есть не просто слепая игра случая, а некий закономерный процесс (не обязательно акт чьего-то творения). Или, может быть, даже точнее - определенный этап в эволюции Все­ленной, то мы неиз­бе­жно должны сделать вывод, что и жизнь нам дана не только для того, чтобы какие-то двуногие, прямо­ходящие суще­ства просто порез­ви­лись бы с Матушкой При­родой, по­ко­ряя и при­спо­сабливая ее для своего удо­во­ль­ствия. И, не для того, чтобы в течение нес­кольких тыся­челетий, эксплуатируя и разоряя Живую при­роду пла­неты, в один “пре­красный день” ис­чезнуть, пре­вратив пла­нету в мертвую радио­ак­тивную пус­ты­ню и не оста­вив после себя ничего полез­ного для бу­ду­щих циви­ли­заций...

Хотя, рассматривая нашу туманную древнюю историю, вполне мож­но допустить, что нечто подобное уже происходило и на нашей планете. Об этом неоднократно писали многие авторы в прошлом и в наше время [6]. Взять, к примеру, таинственную гибель цивилизации под условным име­нем «Атлантида» («Арктида»). Она, якобы была высо­коразвитой и имела мно­гие дос­тижения и знания, ныне утраченные.

В упомянутой уже работе [12], в главе “Загадка священного Сфин­кса”, приводятся данные о неких тайных зна­ниях, якобы, хранящихся в под­зем­ных хранилищах Сфинкса и Египетских пира­мид, постро­енных, по пред­положению, также высокоразвитой цивилизацией “ат­лан­тов”.

Но почему она погибла? Ответа на этот вопрос тоже пока нет. Есть много гипотез на эту животрепещущую тему [6, 9, 12 и др.], но ни одна не может и, видимо, не сможет привести неопровержимых доказа­тельств, в свою пользу.

Поэтому, если мы всерьез задумаемся об этом, то мы неизбежно при­дем к выводу, что кто бы ни был “творцом” мира, он должен был заложить в него некую глобальную цель, иначе говоря, смысл сущест­вования жи­вых существ и нашей цивилизации, в частности. Нам, видимо, еще только предстоит найти и понять эту великую задачу людей и возможную цель Разума Вселенной, чтобы правильно идти по намеченному нам пути.

И, если мы это узнаем, тогда нам станет понятно и предназ­на­чение самой цивилизации людей на планете Земля, и те цели и задачи, кото­рые стоят перед нами. Задачи, которые, может быть, давно уже нам предо­пре­делены, но мы о них пока ничего не знаем, и даже задуматься об этом не хотим. Желая получить, если и не ответ, то хотя бы, возможные версии ответа на эти вопросы, попробуем представить, как могут раз­виваться собы­тия в такой гипотетической ситу­ации, ис­ходя из предположе­ний о “гло­ба­льной” цели развития циви­лизации разумных существ как - поз­на­ние нового.

Итак, на определенном этапе развития появилась новая "не­жи­­вая", но разу­мная материя. Какая может быть цель у такой циви­лизации? Разви­ваться. Но они уже постигли все знания, накопленные данной цивили­зацией живых, дошли “до предела”, что дальше? Здесь, обязательно долж­но быть поставлено, несколько важ­ных воп­росов: «Каково будет у них отно­шение к живым ра­зумным? Что зало­жили в них живые ра­зумные, при соз­дании, и при "со­трудничестве" на этапе сов­местной дея­тельности?»

Далее: «Ка­ко­ва будет “нрав­ст­венная основа”, "со­циальная” цель и по­зи­ция этих искусственных разумных соз­даний, кроме чисто научно-техни­чес­ко­го со­дер­жа­ния, зало­женного в пер­во­­на­ча­льную про­грамму "робо­тов"? Насколько гума­ни­с­тична, в самом высоком зна­чении этого понятия, будет поста­влена перед ними цель?»

Цель и смысл существования новой искусственной цивилизации неиз­бежно будут скопированы с нравст­вен­ных основ и моральных устоев чело­веческой цивилизации. Как дети, вырастая, наследуют ос­новные черты характера и ста­но­вятся, в опреде­ленном смысле, “копи­ей” роди­телей, так и новая цивили­зация, порождение людей, возьмет основные идеи и мораль­ные принципы человеческой цивили­зации. Следовательно, какими мы сами являемся, или станем к моменту соз­дания «искусственных» разум­ных, такими будут и они. Так что не пора ли и нам задуматься о своем нравственном облике?

Это одна сторона проблемы - формирование “нравст­вен­ной” осно­вы мировоззрения будущих “роботов”. Но есть и другая.

Исходя из современного понимания некоторых вопросов психи­чес­кой деятельности человека и, в частности, творчества, в их разуме дол­жна при­сутствовать аксиома, не подвергаемая со­мнению, что по насто­я­щему, тво­рить, могут только живые разумные суще­ства. При этом, по определению, подразумевается, что творчество, есть про­цесс индиви­ду­ального нахож­де­ния новых решений под влиянием та­кого силь­­ней­шего фактора, как эмо­ции – такие качества, ко­торыми обла­дают только живые су­щества. Этим живое творчество человека прин­ци­пиально отличается от про­цесса приня­тия решений роботом или любой техни­ческой “ду­ма­ющей” сис­те­мой.

Ведь все технические системы (самообучающиеся, оптимизи­рую­щие и т.д.) имеют алгоритмы принятия решения, включающие такие этапы как случайная выборка исходных условий, определение усло­вной веро­ят­ности; формирование набора неких вход­ных пара­метров, по за­данным кри­териям; вероятностная или вероятностно-статис­ти­ческая оценка выходных пара­метров в процессе принятия реше­ний и т.д. При этом, един­ст­венным и реша­ющим фак­тором является все тот же закон слу­чай­ности, как и в про­цессе естест­венной эво­люции в природе.

Предыдущая Оглавление Следующая


Сайт управляется системой uCoz